• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что важнее: прочитать вовремя намаз или помочь человеку в беде?

8959

"На днях произошел случай, который заставил задуматься каждого из нас сразу о многих вещах. Одна из девушек Казанского федерального университета, студенты которого также проходят языковую стажировку в Марокко, непонятным образом сразу стала частью нашего дружного коллектива (пожалуй одна из немногих, остальные относились к нам весьма настороженно. Ну да, мы же из РИУ, а уже одно название нашего учебного заведения многих пугает). Например, когда мои старые знакомые спрашивали меня, куда я устроилась на работу после сокращения с прежнего места, я ничего не подозревая, гордо отвечала – в РИУ. После чего они делали напуганные лица и продолжали:

– Работаешь среди ваххабитов? Как же ты с ними можешь? А может ты одна из них?

Увы, но недостаточные знания в России об исламе, а так же антиисламская пропаганда в средствах массовой информации сделали свое дело. Когда же я поехала в первый, а потом во второй и третий раз в арабскую страну на практику арабского языка, то у некоторых даже закрались мысли, не завербовали ли меня…

Но вернемся к  нашей новой «сестре», которую мы с радостью приняли в свой коллектив, несмотря на то, что она не носит ни платок, ни длинные одежды, и не читает намаз, сильно заболела. И произошло это как раз в то время, когда изо всех мечетей раздавался призыв муаззин к намазу – молитве.

Девушка лежала без чувств, тяжело дыша. Я с нетерпением ждала скорую помощь, безуспешно пытаясь дозвониться до знакомых марокканских врачей. Но время намаза священно – ни один телефон не отвечал. Казалось, что минуты ожидания тянулись целую вечность…

Один за другим студенты (практикующие мусульмане) как нашего, так и другого университета отправлялись в мечеть на намаз. Одни, проходя мимо, делали вид, что ничего не происходит, другие останавливались в замешательстве – как быть – нужно идти на намаз, а тут человеку плохо? Но «наши» сделали выбор – мы все были вместе: кто-то принес воды, кто-то просто поддерживал добрым словом…

Аль-хамду-ли-ллахи, скорая помощь приехала довольно быстро, да и наш дорогой доктор Мухаммад, который в прямо в мечети узнал о происшествии, спешил к нам со всех ног. Несколько наших мальчиков-студентов несли девушку на носилках в скорую.

– Садись в машину, ты едешь с нами – четко скомандовал доктор Мухаммад одному из наших студентов. Да, в таких случаях необходимо быть собранным, твердым и решительным. Парень беспрекословно выполнил указание.

Скорая помощь с сиреной неслась по опустевшим из-за времени намаза улицам Марокко. Доктор звонил знакомым арабам, советуясь о наших дальнейших шагах. Девушка боролась за свою жизнь, а я как могла успокаивала ее. Парень же сидел на переднем сиденье и был очень взволнован. Какие мысли были у него в то время в голове?.. Один Аллах знает. Но было видно, что он до глубины души потрясен происходящим.

Девушку увезли в палату, а мы остались ждать у входа в больницу, в которую то и дело привозили все новых и новых тяжелобольных. Сердце сжималось от страха за нашу девочку и за всех этих больных людей. Парень сидел, уставившись в пол, судорожно стуча пальцами рук по скамейке.

Вскоре нам разрешили зайти. Аль-хамду ли-ллахи! Наша «красотка» уже улыбалась. Слезы облегчения подступали к глазам. В это время вновь запел муаззин – словно Знак с Небес, что Аллах смилостивился над нами.

Мы возвращались домой. Девушке, которой сделали снотворно-успокоительный укол, тихо лежала у меня на плече и улыбалась, я любовалась на проплывающий за окном вид ночного Марокко, а парень был все так же напряжен.

– Ты успел прочитать намаз? – тихо спросила я его.

– Нет! – быстро ответил он, и в этот момент я поняла, что творится у него в душе.

Что же важнее? Прочитать вовремя намаз, что является обязанностью мусульманина, или помочь человеку?

На следующее утро, как всегда все вместе – нашим дружным джамаатом (группой), мы ехали на учебу в университет Карауин на факультет основ религии. Уже доброй традицией стало проводить наши мини-собрание прямо в автобусе во время пути. На этот раз я предложила всем поразмышлять о вчерашних уроках, которые нам преподнес Аллах.

Мы вспоминали аяты из Корана о смерти, некоторые из ребят цитировали их на арабском языке: «Всякая душа вкусит смерть...» (Коран 3:185;29:57).

«Ни один человек не знает, что случится с ним завтра. Ни один человек не знает, в какой земле он умрёт» (Коран 31:34). Потом вспомнили притчу об Ангеле Смерти, которая в свое время потрясла меня: «Однажды ангел смерти пришел к пророку Сулейману (мир ему) и пристально посмотрел на одного юношу. Затем он ушел, а тот юноша, испугавшись Ангела Смерти, попросил пророка Слеймана унести его в Индию, а тот выполнил его просьбу. В Индии ангел смерти забрал его душу, и потом этот Ангел Смерти сказал Сулейману: «Мне было велено забрать душу этого человека в Индии, и я удивился, когда увидел его с тобой».

В заключении я привела известную цитату: «Живи каждый день как последний, делай только то, что ты бы делал, как если бы завтра умер. А последний день своей жизни живи так, будто впереди вся жизнь». Мы благодарили Аллаха за Его милость к нам, за здоровье, о котором, к сожалению, человек вспоминает только когда начинает его терять.

Мне кажется, что во время таких «сокровенных» бесед люди становятся ближе друг к другу. Вот и сейчас я смотрела на своих студентов-мусульман, и мое сердце переполнялось любовью к ним, к миру, к Аллаху. Как же здорово, что мы Вместе! <…>

<…> Уроки подходили к концу, но меня никак не покидал вопрос: что же важнее: прочитать вовремя намаз или помочь человеку? Этот вопрос я и задала после уроков нашему уважаемому устазу Мухаммаду Шаба.

– Я обязательно отвечу вам завтра, ин ша’а Аллах, – сказал устаз, радостно улыбаясь.

Ну что ж, подождем завтра. И если на то будет Воля Создателя, то завтра Будет!

Начался новый день и новый урок в университете Карауин Королевства Марокко на факультете Основ религии. В класс вошел, а вернее ворвался, устаз Мухаммад Шаба и без лишних предисловий начал насыщенный богатейшей мимикой и пантомимикой рассказ:

– Представьте себе, что вы сели за стол. Перед вами тарелка с прекрасными ароматными яствами. Вы очень голодны. Только приступив к еде, вы услышали призыв муаззина к намазу. Что делать? – устаз красочно изображал «душевные метания» человека, попавшего в описанную им ситуацию.

– Если сейчас пойти на намаз, то возможно вместо мыслей об Аллахе вы будете думать об оставленной остывающей еде. Разве это допустимо в молитве? Так не лучше ли сначала доесть приготовленные кушанья, а потом, не на что не отвлекаясь, идти на намаз?

– Другой пример! – продолжал устаз, незаметно подавая мне знак, что он помнит суть моего вчерашнего вопроса:

Вы оказались возле больного человека. Звучит призыв на молитву. Что делать? Предположим, что вы решили на время оставить больного и совершить обязательный намаз. Возвращаетесь, а человек умер. Что же делать потом, как оправдать себя в том, что оставил человека в беде? Нет! – ярко жестикулируя, продолжал свою речь устаз:

– Ты должен остаться! Сначала помоги человеку, а потом молись! Решил проблему – молись, благодари Аллаха! Сначала помощь, потом молитва! – повторял и повторял устаз разные комбинации слов, несущих один и тот же смысл.

– Но!!! Если вдруг во время намаза у вас зазвонил телефон? Что делать? Конечно же в этом случае прерывать намаз запрещено. Запрещено! Запомните – запрещено!

– Или, – вновь возвращаясь к теме нашего разговора, продолжал Мухаммад Шаба, – предположим, доктор делает больному операцию, – в это время устаз красочно и очень доходчиво изображал действия врача прямо на преподавательском столе, продолжая:

– Звучит призыв муаззина. Ля шей, ля мушкиля (ничего, нет проблем), больной подождет, – изображая нерадивого, но «богобоязненного» врача устаз отряхивал руки, быстрой походкой направляясь к выходу из класса.

После чего, неожиданно оглядываясь, восклицал:

– Нет, нет и нет!!!  Помоги человеку, а потом молись! Конечно, если работа простая, прервись на намаз, но если она связана с жизнью человека – невозможно (мустахиль)! ВОТ ЧТО ТАКОЕ ИСЛАМ! – торжественно заключил устаз, вновь бросив в мою сторону взгляд. Я улыбнулась и незаметно кивнула головой в знак благодарности за такое прекрасное разъяснение.

После этого устаз продолжил урок арабской грамматики, а я все восхищалась, как же доходчиво, убедительно, красноречиво и виртуозно ведут занятия наши прекрасные педагоги.

Не успел закончиться один урок, как в класс вошел другой преподаватель – доктор теологии Мустафа, который, как оказалось, так же как и я, в своей научной работе занимается сопоставительным анализом различных религий. К сожалению, он провел с нами лишь несколько занятий, и те не по сравнительному религиоведению, а по арабской грамматике. Но на заключительном уроке, который состоялся как раз сегодня, он подарил нашему университету свою книгу, в которой, так же как и в моей, приводятся сходства и различия Священных Писаний разных религий. Подписывая книгу, и торжественно вручая ее мне, как руководителю группы, он произнес:

– Я конечно умру. Что же останется после меня? Меня не интересует ни политика, ни всякое другое – только наука! Что я оставлю после себя? Только свои мысли! Например, ты учишься 4-5 лет или больше, потом умираешь. И что потом? Для чего жил, для чего учился? Аллах спросит об этом тебя! Что ты ответишь? Вы думаете, что я устаз? Нет! Я ученик, студент (тАлиб – требующий знаний). Что останется? Спорт, политика, или что-нибудь в этом роде? Нет! Останется только Наука! Ученых в наше время очень мало. В исламской науке еще меньше – один на миллион. Раньше да, было много. Теперь меньше, много меньше… Здесь, в Карауине готовят ученых, исламских ученых! Здесь учатся студенты со всего мира, учатся исламу, исламским наукам.

ИСЛАМ НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ!

Я слушала речь уважаемого доктора, который на другом конце света занимается тем же, чем и я, смотрела в его сияющие оптимизмом и энтузиазмом глаза и… и ловила себя на мысли, что я понимаю!!! Понимаю каждое слово, каждую фразу, произнесенную им по-арабски, осознаю, что во время столь яркого выступления Мустафы, я даже забыла, что оно звучит на арабском! Вот это да! Аль-хамду ли-лляхи! Возможно через несколько лет я смогу прочитать и его книгу, смогу понять, смогу обсудить ее с автором… Ин ша’а Аллах! Никто не знает, на что человек способен, только Аллах!

Выходя после занятий из класса, мы встретились с уважаемым доктором Саидом, при активном участии которого наши университеты: Карауин и РИУ, заключили договор о сотрудничестве. Я делилась с ним впечатлениями от занятий и от подаренной книги, а он сказал:

– Книга доктора Мустафы – настоящий научный труд, который содержит академические знания, никакой идеологии. Каждый человек сам решает для себя, что ему ближе, что для него важнее, какая религия, какие убеждения. Задача ученого – раскрыть читателю реальные объективные знания. Здесь, в Карауине, преподаются только академические знания, и только настоящие ученые. Только диалог между религиями, не идеологические нападки, а диалог, может привести к миру. Диалог – это основа Ислама. Если человек готов к диалогу, то готов и к миру. Поэтому, ИСЛАМ – ЭТО РЕЛИГИЯ МИРА. Потому-то каждый мусульманин при встрече желает другому мира.

– Ассалямуалейкум – Мир вам! – заключил Саид.

Да… сегодняшний день оказался насыщен торжественными, возвышенными и важными речами… Может быть фразы, выделенные в тексте крупным шрифтом, звучат несколько пафосно, но именно здесь, в Марокко, как нельзя лучше, я ощутила сердцем, прочувствовала их суть".

 

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика