• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Борьба мусульманских женщин за мир. Часть 2

Время чтения: 5 мин
976

 

Продолжаем знакомить с содержанием доклада «Борьба мусульманских женщин за мир», подготовленного Глобальным консультативным Советом-Шура мусульманских женщин.

В следующей главе описываются аспекты священной борьбы, или борьбы за Божье дело, ниспосланные в мединских аятах Корана. Хиджра Пророка и его последователей-сахабов в Медину, конечно же, нашло отражение в Коране. Он откликнулся на частную историческую и политическую ситуацию, в которой оказались мусульмане. В Медине Пророк создал коалицию политических союзников, представляющих исповедников различных религий, чьи права были признаны в качестве полноправных членов общества. Фактически, это было первое в мире конституционное государство – ни монархия, ни отдельно взятый город-полис, ни не живущее согласно общественному договору-конституции, которая отражала интересы всех своих граждан.

Однако жизнь мусульман в Медине нельзя было назвать спокойной. Дело в том, что их продолжали беспокоить мекканские арабы, которые нападали на мусульман и их имущество, организовывали против них племенные союзы, развязывали одну войну за другой. В ответ на это беззаконие, Коран разрешил мусульманам применять силу для защиты себя и своего права свободно исповедовать религию. Это нашло отражение в суре «Хадж»: «Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине, Аллах может помочь им, - тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: “Господь наш – Аллах”» (22: 39-40. Пер. И.Ю. Крачковского).

Эти и другие аяты ясно дают понять, что помимо сопротивления угнетению, мусульмане могут прибегать к вооруженной борьбе также и для защиты основной религиозной свободы всех людей, исповедующих какую-либо религию. Таким образом, в созданном Пророком Мухаммадом (ﷺ) государства религиозной свободой поклоняться Единому Богу пользовались не только мусульмане, но и т.н. «люди писания» - иудеи и христиане, каковых было много в Медине и ее окрестностях.

Тем временем, Коран продолжал раскрывать различные нюансы, при которых вооруженная борьба становилась неизбежной и потому легитимной. После начала войны между мусульманами и мекканцами, которые никогда не переставали преследовать Пророка, его сахабов, а после переселения в Медину – и ее жителей, принявших ислам, т.е. ансаров, были открыты т.н. «аяты меча» (9:5, 29). Эти аяты следует воспринимать в едином контексте с более ранними аятами, запрещающими мусульманам развязывать войну, а также со многими аятами, призывающими мусульман склоняться к миру, если их враги склоняются к миру. И когда подобные аяты Корана читаются таким образом, они ясно дают понять, что мусульманам дозволена только оборонительная война, либо война в защиту тех, кто обратился к ним за помощью в своей борьбе против агрессии или насилия.

В докладе также освещен такой важный аспект ислама, как противоречие насильственного экстремизма примеру (Сунна) Пророка. Пророк Мухаммад (ﷺ), поступавший согласно велениям Корана, заложил соответствующую модель поведения мусульманина, согласно которой исповедники Аллаха никогда не ведут войну, кроме как в целях самообороны. Пророк никогда не участвовал в войне против неверующих в течение своей жизни. Пророк требовал мягкости. Записано, что он сказал, что Аллах кроток и любит кротость, и он не награждает за насилие (Сахих Муслим). Пророк также провозгласил: «Тот, кто лишен терпения и кротости, на самом деле лишен всякого добра» (Сахих Муслим).

Насильственный экстремизм (который следует понимать, как практическое воплощение идеологии экстремизма, т.е. реальные преступления) также противоречит и исламскому праву, т.е. шариату. Согласно научному консенсусу-иджме мусульманских правоведов, существуют шесть «главных объектов» шариата, которые нуждаются в защите и поощрении с его стороны: религия (дин), жизнь (нафс), разум (‘акл), семья (насль), достоинство ('ирд) и собственность (мал).

Между тем, насильственный экстремизм влечет за собой несправедливое отнятие человеческой жизни и уничтожение собственности. Таким образом, он абсолютно нарушает права, по меньшей мере, двух из шести основных объектов шариатской защиты и опеки: жизни и имущества. Нанесение телесных повреждений человеку, отнятие жизни и уничтожение имущества нарушают эти объекты шариата и никоим образом не могут быть справедливыми с точки зрения следования исламским ценностям. Во многих своих формах насильственный экстремизм также нарушает другие принципы, включая разум и достоинство тех, кто подвергается насилию, а также тех, кто применяет насильственный экстремизм. Насильственный экстремизм также разрывает семьи и саму ткань общества, не говоря уже о расчеловечивании тех, кто поддался влиянию этой губительной идеологии.

В заключение, создатели доклада обращают внимание на тот факт, что, согласно холистическому (т.е. от общего к частному) прочтению Корана, Ислам создал строгие культурные нормы в отношении ограничения и запрещения насильственного экстремизма, его проявлений и даже предпосылок к нему. Поэтому те, кто вырывает аяты Корана из общего контекста, а затем используют их для оправдания творимого беззакония, вне всякого сомнения, самым грубейшим образом нарушают дух и букву Корана.

Также они действуют вопреки целеполаганиям шариата, который, как уже отмечалось, нацелены на обеспечение защиты жизни, религии, разума, богатства, семьи и человеческого достоинства. В свете сказанного, все толкования исламского права должны соответствовать этим целеполаганиям, не оставляя шансов для тех, кто считает возможным творить зло, прикрываясь Исламом.

Наконец, Коран превозносит такую этическую ценность, как терпение-сабр. Сабр, будучи духовным процессом, а именно усердием, воплощающимся в виде стойкости мусульманина в противостоянии вызовам жизни, трудностям – это, фактически, одна из форм джихада. В основе понятия сабр лежит упование на Аллаха, как милостивого и сострадательного Господа. Каждая глава в Коране начинается словами «Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилостивого», поскольку сострадание и милосердие относятся к числу прекрасных имен Аллаха. Когда Аллах провозглашает в Коране: «милость Моя объемлет всякую вещь» (7:156), милость, милосердие действительно становятся главным законом всего творения. Следовательно, насильственный экстремизм, будучи антиподом милосердия и сострадания, не может быть оправдан именем Ислама.

Итак, различные проявления Ислама в виде его институтов, морали и мировоззрения, - все они нацелены на то, чтобы объединить людей, чтобы породить гармонию, сотрудничество, коллективные достижения и процветание. С другой стороны, насильственный экстремизм, который неумными людьми выдается за исламскую ценность, разрушает человеческую душу, его нравственность, пускает под откос семейную жизнь, жизни невинных людей и общества, в целом.

С другой стороны, насильственный экстремизм искажает имя и репутацию Ислама во всем мире, распространяя грубые искажения Корана и примера (Сунны) пророка Мухаммада (ﷺ). В глобализирующемся мире становится все более и более важным раз и навсегда объявить прямой запрет Ислама на насильственный экстремизм. Совет-Шура подтверждает, что Ислам выступает за мир, гармонию и ликвидацию всех форм насилия, включая насильственный экстремизм и насилие, совершаемое якобы во имя религии. Совет-Шура призван противостоять патриархальным и деструктивным интерпретациям Ислама и заменить насилие ненасильственными решениями, отражающими как дух Корана, так и предназначение шариата.

Продолжение следует...

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle