Бессмертен ли Хидр?
Многие из нас слышали в детстве или продолжают слышать из уст религиозных наставников или авторитетов те или иные религиозные предания и легенды. Частым персонажем таких рассказов является Хидр. Кто такой Хидр? Хидр, называемый также аль-Хадир, аль-Хидр, Хызыр (тат.), является одним из четырех «бессмертных», наряду с Исой, Ильясом и Идрисом. Он - праведник, которому была дарована вечная жизнь, чтобы он поддерживал в людях веру в Аллаха. Хидр живет якобы на острове, летает по воздуху, путешествует по всему миру. Он покровительствует плывущим по морю, спасает от происков джиннов, оберегает от краж и пожаров. Комментаторы Корана идентифицируют Хидра с безымянным «рабом из рабов» Аллаха (см.: 18: 64-81). Для суфиев Хидр – это один из главных святых наставников (вали). Хидр пользуется огромной популярностью и почитанием в народном исламе. Печально, но некоторые положения такого «народного» Ислама обретают статус догматов веры. Нечто подобное произошло и с жизнью Хидра, вторым пришествием Иисуса и т.д. Однако в Исламе разработаны четкие и недвусмысленные положения или догматы веры (акида). В этом свете вера в бессмертие Хидра не должна восприниматься как часть исламской акиды.
Итак, бессмертен ли Хидр? Если подумать, смерть является естественным предопределением для каждого живого существа. Так установил Господь небес и земли. На земле не было ни одного человека, который смог бы спастись от этого естественного исхода, ни кого, кто бы не подчинился этому божественному повелению. Смерть предусмотрена божественной мудростью для того, чтобы природа пребывала в порядке, чтобы она развивалась. Итак, смерть является всеобщим уделом, подчиняющим себе мир животных и растений, т.е. она не свойственна только лишь людям. Сколько бы времени ни прожил человек, век или десять веков, когда-нибудь, вне всякого сомнения, он исчезнет.
Разложение организмов на мельчайшие частицы, появление элементов, о которых ничего не было известно на протяжении прошедших тысячелетий— все это является естественным свидетелем ожидающего всех конца. Этот распад способен, в конце концов, привести к распаду самого здания жизни.
В природе невозможно найти другое явление, которое, подобно смерти, имело бы такую же всеохватную и последовательную природу. Сколько не ищи, невозможно найти ни одного человека, который избежал бы приговора, вынесенного ему смертью. «Каждая душа вкусит смерть…» (Пророки: 35). Провозглашенная в этом айате участь является всеобщим явлением, не знающим исключений и отсрочек. Это неизбежное явление, закрепленное в форме категорического закона бытия, который невозможно оспорить или подвергнуть критике. Мусульманские мыслители, переработавшие аристотелевскую логику, ввели понятие истикра, т.е. индукции. Это метод исследования, основанный на логических умозаключениях от частного к общему, процесс получения общетеоретического знания из эмпирического, т.е. непосредственного чувственного опыта человека.В науке истикра, по единдушному признаню религиозных мыслителей, является фундаментальным и самым надежным путем поиска, исследования и выявления истины. Иными словами, природные истины открываются только путем истикра. На индуктивном методе возведено все здание эмпирической (чувственной) философии.
Итак, опираясь на столь незыблемую, вечную и всеобщую основу мы можем уверенно заявить: «Хидр (да пребудет он в мире) прожил некоторое время и, в конце концов, конечно же, Хидр умер».Это наше утверждение, несомненно, категорично и неоспоримо, как категоричны и неоспоримы утверждения, которые имелись у нас на руках до этого.
Айаты Корана подтверждают избранную нами категорическую основу суждения: «Всякая душа вкусит смерть…» (Пророки: 35); «Мы сотворили вас из нее (земли), в нее Мы вас вернем…» (ТаХа: 55); «Тому, кому Мы даруем долгую жизнь, Мы придаем противоположный облик…» (Йасин: 68); «… другие же возвращаются в жалкую старость и забывают все, что знали…» (Паломничество: 5). В Коране имеется еще много айатов на эту тему.
Даже если бы сообщались два-три хадиса, противоречащие этому, с нашей точки зрения, категорическому правилу и этим неоспоримым айатам, то такие хадисы не были бы приняты и признаны. Кроме этого, не существует ни одного письменного сообщения, свидетельствующего о жизни Хидра.Все исследователи хадисов, в общем, и такой выдающийся имам, как аль-Бухари (ра), в частности, передали хадис, сообщенный сподвижниками Пророка (сав) Абдаллахом ибн Умаром (ра) и Джариром ибн Абдаллахом (ра): «Воистину, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал в конце своей жизни: «Через сто лет на земле не останется никого, кто живет на ней сейчас».
Исходя из этого хадиса, все исследователи Священного Предания приходят к выводу и неминуемой кончине Хидра. А имам ал-Бухари (ра) пришел к категорическому решению о смерти Хидра.Но если мы более внимательно исследуем приведенный хадис, то увидим, что он отнюдь не свидетельствует о смерти Хидра. Ибо для того, чтобы прийти к верному выводу на основе этого хадиса, для начала следует доказать, что до Эпохи благоденствия, т.е. до эпохи посланничества Господина всех посланников Мухаммада, Хидр был вечным. Бесполезно приводить доказательства смерти того, кто умер две или три тысячи лет тому назад. Доказательства, приведенные выше, приведены не по причине их особой ценности или пользы, а только для того, чтобы представить рассуждения мусульманских ученых по проблеме жизни Хидра. Ни один из приверженцев истины не говорит о том, что Хидр, вообще, жил. В наследии таких великих личностей мусульманского мира, как Ибрахим ибн Адхам, Бишр аль-Хафи, Маруф аль-Карахани, Сари ас-Сакати, аль-Джунайд аль-Багдади имеются те или иные моменты, способные выступить в качестве доказательства того, что Хидр когда-то жил на земле. Но жизнь Хидра в их понимании подобна жизни, о которой говорится в айате: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (Семейство Имрана: 169). Такое понимание не противоречит нашему утверждению..
Что свидетельствует о смерти Хидра? Один из айатов Корана гласит: «Мы не сотворили их (посланников) телами, которые не потребляют пищу, и они не были бессмертными» (Пророки: 8), а второй: «Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрешь, они будут жить вечно?» (Пророки: 34).
Когда в отношении людей или животных используются такие слова, как «бесконечность вечности», то при этом подразумевается только очень долгая жизнь. Они никогда не используются для обозначения жизни, не имеющей конца в будущем, или продолжающейся вечно вплоть до дня Воскресения. Эти значения являются терминами, возникшими в спекулятивном богословии. Они скопированы со слов Корана, в которых говорится о бесконечной вечности как о качестве Потустороннего мира (ахира). В арабском языке, когда речь идет о долгожителях среди людей (раджул мухаллид) или животных (дабба мухаллида, ал-бакара ал-абада), используют выражение «вечный камень» (ал-асафа ал-халида), но при этом речь идет лишь о долгой жизни.
Этот смысл подтверждается Кораном. Так, в 129-м аяте суры «Поэты» приводятся слова пророка Худа, который сказал: «строите замки, словно вы будете жить вечно».
Вечность, упомянутая здесь, не имеет значения вечности, которая не имеет конца в будущем или вечной до дня Воскресения, ибо в противном случае слова пророка Худа, мир ему, оказались бы неверными. Тогда представители племени адитов были бы вправе ответить ему: «Мы строим эти здания не для того, чтобы жить вечно до дня Воскресения, но для того, чтобы жить в них сто или тысячу лет».
Если бы мы правильно читали Коран, если бы мы понимали, чего же так настойчиво требовали от своих пророков неверные, то увидим, что они требовали себе жизни такой же долгой, как жизнь Ноя, и жаловались своим пророкам на краткость отпущенных им лет. Господь отвечал на эти требования неверных словами: «Мы не сотворили их (посланников) телами, которые не потребляют пищу, и они не были бессмертными». Он, отвергая их недовольство, вызванное краткостью жизнью, говорит: «Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрешь, они будут жить вечно?». В таком случае эти два аята категорично свидетельствуют о смерти Хидра, мир ему.
Итак, приведенные доказательства свидетельствуют о том, что Хидр почил, как и любой другой человек. Однако каждый волен мыслить и верить так, как ему угодно в этом вопросе. Если кто-то говорит ожизни Хидра, это не значит, что он заблуждается. Так же не является еретиком и тот, кто говорит о смерти Хидра. Если кому-то угодно, пусть заявит, что земля покоится над небесами. Здесь утверждается лишь одно: ни одна из подобных позиций не может быть поводом для обвинения ее приверженца в заблуждении или причиной для обвинения его в неверии, поскольку такие вопросы, как жизнь Хидра или второе пришествие Иисуса, никогда не могут рассматриваться в качестве постулатов веры мусульманина.