Правда ли, что мусульманин может бросить семью, всего лишь сказав «талак» три раза?
Продолжаем публикацию интервью из цикла "Ислам без стереотипов". Наш гость - имам-хатыйб мечети "Иман Нуры" Нияз Закиров.
- Правда ли, что мусульманин может бросить семью, всего лишь сказав «талак» три раза?
- Такая тема, нелюбимая мной…Вопрос развода, не знаю почему, меня цепляет. Ко мне приходят пары, у которых возникают проблемы, приходят мусульмане, читающие намаз, у них возникают проблемы и говорят: «Хазрат, помоги, что-то не то в отношениях». И первый вопрос я всегда задаю: «Вы хотите остаться? Или вы хотите развестись?» Если нет намерения остаться вместе и хотят найти причину для развода, я говорю «ко мне не приходите, это не мой вопрос, я этим не занимаюсь».
Этим вопросом занимается казый, он объясняет, сколько месяцев нужно продержать, как нужно говорить талак, чтобы вы это не сами придумывали, взбрендило ему в голову, три раза крикнул талак ей, прогнал ее из дома, а потом за голову схватился, оказывается, они хотят быть вместе. Очень много примеров, когда люди не контролируют себя.
Я говорю ребятам обычно: «Когда происходит конфликт, находитесь в состоянии осознанности. Признайте, что да, в данный момент конфликт, не уходите в эмоции, не уходите в порыв гнева, следи за своими эмоциями, откуда идет гнев, почему он начался, на какие слова супруги ты отреагировал, или наоборот». Когда ты находишься в состоянии осознанности, ты не позволяешь этому гневу причинить вред: ни человеку, которого ты любишь, ни самому себе. Вопрос развода для меня нелюбимый, как и для Всевышнего. Это разрешенное, но самое нелюбимое деяние, которое Всевышний разрешил.
- Каково отношение к разводам в исламе?
Люди приходят в мечеть и пытаются повесить ответственность за развод на имама. Я всегда ее возвращаю обратно. Это же не мой вопрос, это их вопрос. Если вы действительно не можете быть вместе, начинается одно и то же: жена не слушается, тратит много денег, кушать не готовит, не стирает, очень много бытовых вопросов, жена говорит, что он меня не содержит, не удовлетворяет, я говорю: ваша дорогу к казыю, потому что я, как рядовой имам, могу прочитать никах, но в вопросах талака я не участвую. Потому что эта привилегия только казыя, судьи, который вам поможет.
Одно дело мы даем насыйхат, как имамы, потом мы их отправляем к казыю, пока они дойдут до казыя, он назначает им время, они пока все это время вместе, они пытаются разобраться, тут немножко услышали хадисы, немножко взяли еще какие-то знания себе, потом они опять идут к казыю, он спрашивает: ребята, а что случилось, они начинают говорить проблемы, а казый может сказать вообще: ребята, у вас тут не вопрос развода.
Но проблема в чем? Это осознанная пара, которая приходит с проблемой, потому что другие, например, мужчина может сказать «талак» и все, может сказать просто «иди к маме», не говоря слово талак. И как мы знаем, как говорили наши учителя, это три стрелы, который может выпустить мужчина, после третьего он никогда больше ее не вернет, пока она не выйдет замуж, и у нее не будет отношений с новым мужем.
Мы стараемся это объяснять, мы говорим, когда вы говорите со своими женами, взвешивайте, что говорите, не поддавайтесь эмоциям. Почему дано право только мужчине сказать эти три слова? Женщине не дано это право. Это не привилегия. Вы понимаете, в религии, когда мы говорим об уровне взаимоотношений мужчины и женщины в семье, то получается, как будто бы мужчина выше по рангу. Да, это так в отношениях. В семейных отношениях у мужчины есть право поставить некую точку в предложении. Жена запятую, а муж ставит точку.
Читайте также: "У нас иногда считается, что, если человек исповедует ислам, значит он обязан жениться еще раз..."
Но это не столько привилегия, сколько ответственность. Только тебе дано право сказать талак, ей нет. Каждый мужчина должен подумать: а что это для меня? Что Бог хочет от меня? Чтоб я кичился этим? Какой я красавчик, молодец, я же мужчина? Или же я подумаю, какая ответственность возложена на меня? Ведь я же буду отвечать и перед Всевышним и перед обществом за свою семью…Это большая ответственность.
Когда пара приходит ко мне с никахом, я стараюсь эти вещи объяснять, что это не столько привилегия для тебя, сколько ответственность. Это ролевые отношения. К сожалению, эти отношения выходит за грани дома в общество и мы видим, что девушка, находясь в обществе среди мужчин, к ней бывает такое отношение, что ты женщина, сиди, тебя кто спрашивал? Ислам – это, наверно, самая гуманистическая религия, и подход пророка (мир ему) к обществу был самым гуманистическим. В обществах до сих пор нет такого уровня к женщинам, который показал пророк Мухаммад (мир ему)
Пророк сказал: «Если отец с матерью воспитали трех дочерей благословенных, воспитанных, верующих, то этим родителям будет рай». Один сахаб встал и сказал: «О, пророк! У меня две дочери». «Тебе тоже рай». Ну за мальчиков нет же такого.
Пророк (мир ему) поднял со дна общества женщину и поставил на очень высокий уровень. Женщина порой сама не осознает, насколько пророк (мир ему) возвысил ее.
И это мы можем увидеть там, где пророк (мир ему) говорил про маму, про дочерей. Говорится, в семью, где родилась дочка, ниспосылается ангел, этот ангел покрывает благословением эту семью. И до Судного дня Аллах открывает отцу все двери и возможности для развития, потому что ему нужно эту девочку содержать, нужно эту девочку поднимать.
До пророка (мир ему) в арабском обществе рождение девочки считалось позором и ее минимум не выпускали из дома, а максимум - закапывали живьем. Что это было за общество? Что это была за традиция? Пришел пророк Мухаммад (мир ему) и сказал: «Кто воспитает дочерей, тому будет рай»...
Нияз хазрат Закиров для "Хузур ТВ"