Исламская линия доверия: "Наш двухмесячный малыш умер из-за друзей мужа..."
Вопрос:
Месяц назад я потеряла своего двухмесячного малыша. Причиной стал грипп. А заразился он от жены друга моего мужа, которые пришли к нам в гости, не известив о своей болезни. Теперь, я ненавижу их. По этому поводу мы постоянно ругаемся с мужем. Не знаю, что мне делать, не могу их простить.
Ответ с точки зрения психологии:
Хвала Аллаху, Милостивому и Всемилующему! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей! Аминь.
Поистине, все мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы возвратимся. Пусть Аллах дарует вам терпение в вашей беде и вознаграждение за это и одарит вас лучшим взамен этого несчастья! Аминь.
Переживание утраты имеет свои стадии, каждая из них характеризуется определенным отношением к произошедшему, характерными эмоциями и продолжительностью во времени. Рассмотрим стадию, на которой вы сейчас находитесь. Это стадия острого горя. На этом этапе человек осознает случившееся и его захлестывает ощущение сильной боли и горя, которое переходит в гнев и злость на несправедливость жизни, на окружающих, на самого себя, возможно даже на самого ушедшего близкого. При этом вероятны обвинения других и ощущение собственной вины в произошедшем, которые также сопровождаются сильными переживаниями.
Также, возможны обида и другие переживания, невысказанные при жизни. Эта стадия может длиться от трех дней, до нескольких недель (40 дней траура) и даже нескольких месяцев. Считается, что это болезненный период, сопровождающийся сильным раздражением, которое, порой, выплескивается на окружающих, не смотря на их стремление и желание помочь, этот этап может сопровождаться потерей теплоты в отношениях с близкими. В нашей культуре на 3-ий, 7-ой, 40-ой дни, и по возможности каждый год со дня смерти человека собираются родственники и близкие покойного. И не зря. В этой традиции наших предков есть несомненная польза уже в этом мире, объяснение которой есть с психологической точки зрения.
Задача этапа, на котором вы сейчас находитесь, почувствовать и прожить боль потери. Начать налаживать жизнь с учетом того, что случилось. Чем более близкий человек потерян, тем более нарушается уклад жизни, события, роли, выполняемые функции и т.д. Важно понимать, что раздражение связано со стадией переживания горя.
На этой стадии вам необходимо не гасить свою боль, но и не обрушать ее на себя или тех, кто рядом с вами. Обратное действует разрушающе, как для вас самой, так и для окружающих. И здесь как раз важна помощь и моральная поддержка близких людей. На этом этапе важно, чтобы рядом с вами были сочувствующие вашей утрате люди. Одно их присутствие может помочь быть в настоящем (а значит, и принять эту боль), мыслить объективно и черпать силы на продолжение жизни в изменившихся условиях среды. Вы можете поплакать, высказаться. Но не стоит обрушать свое недовольство или нетерпение в произошедшем. В этом определенно нет пользы в обоих мирах.
Не ищите в этой ситуации виноватых. Во-первых, прошлое не вернешь, во вторых все это уже было предопределено Всевышним еще до рождения вашего чада. Жена друга вашего супруга, навестившая вас в болезненном состоянии, лишь причина того, что было уже предрешено Творцом. И, конечно, она стала причиной смерти вашего ребенка не умышленно.
В вашем положении лучше не обрушивать свою горечь утраты на супруга. И действовать не с позиции страдающего человека, а пытаться помочь мужу пережить боль утраты. Ведь и он потерял свою кровиночку, и ему требуется утешение.
Старайтесь поддерживать друг друга в этой беде. Ведь среди вашего окружения кому, как не вам обоим приходится тяжелее всего переживать эту утрату.
Аллах говорит (смысл): «Мы непременно испытаем вас чем-либо из страха, голода и потери имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда постигает их беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся”. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (аль-Бакара 2:155-157).
В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выразил соболезнование своей дочери, когда у нее умер ребенок, следующим образом: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего предопределил Он свой срок…, проявляй же терпение и надейся на награду Аллаха».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) из собственного опыта знал, что такое смерть ребенка. Более того, он похоронил почти всех своих детей. Точнее, из семерых его детей, его пережила одна только Фатима (да будет доволен ею Аллах). Сыновья Касим, Ибрахим, Абдулла – все они не дожили и до двух лет. Три дочери умерли примерно двадцати лет, и только Фатима – в 28 лет, всего через несколько месяцев после смерти отца. А ведь он (да благословит его Аллах и приветствует) из всех творений Аллаха, наиболее приближенный к Нему и любимый Им. Пророк сам совершал заупокойный обряд и сам хоронил своих детей. И оплакивал их смерть. Маленький Ибрахим, которому не исполнилось и двух лет, умирал на руках у Пророка (мир ему и благословение). Горюя о нем, Пророк сказал:
«Из глаз текут слезы, и в сердце вселилась печаль, но мы никогда не говорим то, что не угодно Всевышнему Аллаху. О, Ибрахим, мы в печали оттого, что ты ушел».
В одном хадисе, переданном Ибн Маджой, говорится: «В Судный день, когда воскресят творения, в одном месте соберутся маленькие дети. Тогда ангелам повелят отправиться с этими детьми в Рай. Когда они дойдут до ворот Рая, им скажут: “Добро пожаловать, потомство мусульман, маленькие дети, вступайте в Рай без какого-либо отчёта”. Дети ответят: “Где находятся наши родители?” Ангелы, охраняющие Рай, ответят им: “Ваши родители не такие, как вы, они грешили в дольнем мире, и поэтому их сейчас отчитывают и требуют ответа за всё”. Тогда все дети поднимут шум. Всевышний Аллах, хотя Он Всезнающ, спросит: “Что это за шум?” Ангелы ответят: “О Господь, это маленькие дети мусульман, которые отказываются войти в Рай без своих родителей”. Тогда Всевышний Аллах скажет: “Отправьтесь в собрание людей (на Махшаре), возьмите за руки их родителей и введите их в Рай!”».
В собрании Муслима находим хадис, где Пророк (мир ему и благословение) утверждает, что умершие дети будут ждать родителей, а дождавшись, возьмутся за полы их одежд и будут держаться за них, пока не войдут с ними в Рай. В другом хадисе, переданном Бухари («Адаб аль-муфрад»), человек по имени Халид аль-Абси передает:
«У меня умер сын, и я сильно горевал о нем. Я спросил: "Абу Хурайра, не слышал ли ты от Пророка, мир ему, чего-нибудь, что подняло бы нам дух?". "Я слышал как Пророк, мир ему, сказал: "Ваши дети свободно гуляют в Саду"", ответил он».
«Когда у раба Аллаха умирает ребёнок, Аллах Всевышний спрашивает Своих ангелов: «Вы забрали дитя Моего раба?» − и они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «Вы забрали плод его сердца?» − и они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «И что же сказал раб Мой?» − и они отвечают: «Он воздал Тебе хвалу и сказал: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся”». И тогда Аллах Всевышний говорит: «Постройте для раба Моего дом в раю и назовите его "Домом хвалы" (Байт уль-хамд)». Этот хадис передал Ат-Тирмизи.
Утрата ребенка – это всегда тяжелейшее испытание. Тем не менее, понимая, что загробная жизнь – это не прекращение бытия, а его венец, верующему легче пережить трагедию, ибо он помнит, что «воистину, будущее [загробная жизнь] для тебя лучше, чем настоящее» (Коран, 93:4) и что «Последняя жизнь – лучше и дольше» (Коран, 87:17).
Просите Аллаха облегчить вам и заменить вашу утрату лучшим.
Желаю вам и вашей семье мира в семье. И хвала Аллаху, Господу миров! Аминь.
Эльвира Садрутдинова