Предельно откровенно о никабе
АльхамдулиЛлях, мусульманок сейчас много. Мы, сестры, все разные и носим разную одежду. Каждая из нас делает свой выбор. Мусульманка в никабе или джильбабе тоже становится уже не редкостью. Сестры-мусульманки или просто интересующиеся Исламом задают вопрос: легко ли ходить в такой одежде в стране, где большинство населения христиане либо несоблюдающие мусульмане? Поэтому сестры, которые носят такую одежду, решили поделиться своим опытом и ощущением. Инша Аллах, в этом будет польза для мусульманок. Сегодня о своем опыте пишет сестра Сафия, русская мусульманка, которая уже писала для нашего сайта о себе. И теперь ее рассказ о никабе.
Почему никаб?
В Казань я приехала из города, где даже на простой платок реагируют со злобой. Никаб там почти не носят. Если и носят – то, скорее всего, это будут мусульманки с неправильными убеждениями, и в итоге складывается общественное мнение, будто в черном никабе ходят только ваххабиты. Так вот: нет, не только ваххабиты носят никаб! И приписывать закрытие лица исключительно заблудшим – дело нехорошее. Если вы видите женщину в никабе, пусть даже в черном, думайте, что это Ахлю-с-Сунна, пока не доказано обратное. Ведь именно так одевались суннитки в исламском государстве.
АльхамдулиЛлях, я никогда не относилась к никабу плохо, мне хотелось его носить, но, тем не менее, долгое время в России я себя в нем совершенно не представляла. Мне казалось, что сунниток в никабе в России практически не бывает, и выделяться не хотелось. Однако со временем, после переезда в Татарстан, я стала смотреть на никаб иначе. В платке тут ходить легко, так что первое время я все удивлялась, почему на меня не обращают внимания. Ношение платка здесь воспринимается так, как и должно восприниматься, – не как подвиг, а как нормальная практика. И тогда я отметила, что здесь можно было бы носить даже никаб. Это стало первым шагом.
В моем окружении были сестры с правильной акыдой, которые при этом закрывали лицо. Они не выглядели страдающими мученицами, и их одежда в высшей степени соответствовала Шариату. В какой-то момент мысль покрыться полностью мне перестала казаться невыполнимой в России. И тогда я надела никаб. И стало хорошо.
В никабе как в домике. Тебя никто не видит, и от этого спокойно. Можно не волноваться о том, что мужчины на тебя смотрят. Ничего не смущает. Одежда струится так красиво, что захватывает дух. Перчатки берегут руки от невольных контактов с продавцами фруктов. Черный никаб напоминает арабские страны, светлый никаб напоминает классическую афганскую бурку. Понимаешь, что так и надо. Это поддерживает.
Детям очень интересно. Они смотрят во все глаза и спрашивают что-нибудь в духе: «А зачем вам маска?» Интересно и тем, кто знал тебя с открытым лицом. Продавщица-немусульманка спрашивает: «У вас праздник какой-то, что лицо закрыли?» Подруги расспрашивают, что и как. В целом очень похоже на первые дни в платке: тебе самой непривычно, а все вокруг задают вопросы. Недели через две-три этот этап проходит.
Негативная реакция? Да, есть, но не так часто, как ожидаешь. Причем здесь она, как правило, имеет необычный вид: «Это, наверное, радикалы. Татарские бабушки носили косынки – и ничего. А эти вообще лицо закрывают. Смотреть тошно». Иногда – о ужас – так думают несоблюдающие этнические мусульмане. Не знаю, кто насадил эту исламофобскую идею, что никаб – это обычай арабов, а не составляющая Ислама. Перед нами явный признак того, что многие принимают за весь Ислам лишь часть Ислама. Что будет, если Ислам потребует того, что этим людям покажется диким? Неизвестно.
Иногда крестятся, иногда предпочитают не общаться – ничего особенного, действительно. Опыт жизни в городе, где мусульман не любят, меня хорошо подготовил. И в любом случае реакция окружающих кажется куда менее выраженной, чем ты ждешь. Да, смотрят, да, иногда комментируют, но в целом живешь как жила. Сложности возникают из-за иного.
«Зачем вы закрываете лицо? Неужели нельзя ходить, как все остальные мусульманки, просто в платке?» Непонятно, как отвечать. Если я скажу, что закрывать лицо обязательно (это законное мнение в Исламе, которому я следую), то мой собеседник либо мне не поверит и сочтет религиозным фанатиком, либо решит, что все остальные мусульманки одеваются не по Исламу, а это не так, ведь есть мнение, что лицо открывать можно. Я обычно отвечаю, что закрывать лицо желательно, но меня все равно не особо понимают, потому что в глазах людей, далеких от Шариата, желательно – это что-то непонятное, зачем же делать так, если можно не делать.
И как бороться с рия (показушничеством, совершением действий напоказ), игрой на публику? Когда я впервые надела никаб, мне показалось, что это духовное возвышение. Смотришь на других – и спрашиваешь себя, ну почему они так не ходят, это же так просто: раз, два, затягиваешь завязки, перекидываешь ткань на лицо, вот и вся сложность. Я мгновенно забыла, что еще вчера ходила с открытым лицом. Это все – игра на публику, гордыня, и она, к сожалению, в наше время часто сопутствует соблюдению Шариата во внешнем, в заметных делах. Но, как правильно рассказывал один хороший талибуль-ильм, постоянное, ежедневное соблюдение какой-то вещи помогает привыкнуть к ней – и рия уходит. Не могу сказать, что поборола нафс окончательно, но сейчас, спустя какое-то время, я гораздо меньше внимания обращаю на реакцию окружающих и на свой никаб в принципе. Вот вы помните, как привыкали к платку? То же самое происходит и с никабом: ты привыкаешь, причем быстрее, чем думаешь.
Стоит ли тогда закрывать лицо, если это сопряжено с таким самолюбованием? Нет ли в этом ошибки: соблюдая внешнее, не теряешь ли внутреннее? Я думаю, что такие вопросы суть наущения шайтана, ведь в соблюдении Шариата не может быть ничего плохого. Конечно, надо очищать сердце от показушничества. Эта болезнь лечится временем, таваккулем, осознанием того, что никакой твоей заслуги в том или ином решении нет и быть не может. И, конечно, необходимо получать шариатские знания.
В никабе не получается быть невежливой. С одной стороны, в какой-то момент понимаешь, что выглядишь, как жительница благословенного халифата, а внутри тебя – все те же пороки и невежество. И с этим надо что-то делать, ведь нельзя позорить одежду праведной мусульманки. С другой стороны, очевидно, что к женщине в никабе относятся в нашей стране настороженно, и, если мы будем вести себя неподобающим образом, в их глазах это сразу запишется нам в минус, усилит недоверие и настороженность – кому оно надо.
Лет пять-шесть назад мусульманки Казани только начинали покрываться, носить платок. И всем это казалось диким и непривычным, люди высмеивали покрытых женщин, не давали им жить спокойно. А потом привыкли. И сейчас известно, что в Казани носить платок легко. Теперь то же самое происходит с никабами. Мусульманок с закрытым лицом воспринимают как нечто странное, мол, арабская мода и радикализм. Но, иншаАллах, пройдет время, никабов на улицах станет больше, люди перестанут обращать на них внимания, и это станет нашей победой. И, иншаАллах, тем, кто был в числе первых, будет саваб, ведь тому, кто возродит забытую Сунну, положена награда за его собственное действие и награда тех, кто последует за ним. А ведь никаб, по одному из мнений, даже не Сунна, а ваджиб.