Образец тактичности и терпимости - Сафия Бинт Хувей
Сафия бинт Хувей (радыяллаху ‘анха) была еще одной счастливицей, удостоившейся стать матерью всех правоверных после освобождения из плена… Она стала одной из величайших сподвижниц Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), после того как выбрала Аллаха и религию Ислам, оставив свой неверный народ… Она была скромной, умной, вежливой и отзывчивой женщиной… Образец тактичности и терпимости…
Она происходила из рода пророка Харуна (алейхиссалям). Ее отцом был Хувей ибн Ахтаб, глава Бани Надир – одного из иудейских племен. Ее мать Барра бинт Самран принадлежала известному роду Бани Курайза. Таким образом, и по отцовской, и по материнской линии Сафия (радыяллаху ‘анха) имела благородное происхождение. Родилась она в Медине.
После того как иудеи поступили предательски, нарушив заключенное при Хайбаре соглашение, их изгнали в Хайбар. Вместе со своим народом была изгнана и Сафия.
Благодаря своему прекрасному нраву и авторитету их семьи в этом племени, Сафия пользовалась уважением и любовью жителей Хайбара. Ее помолвили с первым поэтом Хайбара и командиром Саллямом ибн Мишкемом. Когда же они расстались, она вышла замуж за Кинана ибн Абу аль-Хукайка, коменданта крепости «аль-Камус».
Однажды она увидела сон. Ей приснилось, как полная луна, пришедшая со стороны Медины, вплыла в ее комнату. Наутро она рассказала свой сон мужу. Ее рассказ внезапно вызвал гнев Кинана:
«Не хочешь ли ты уйти к повелителю Хиджаза Мухаммаду? Не хочешь ли стать его женой?» – вскричал он, а потом сильно ударил ее по лицу.
Несмотря на то, что от удара у Сафии на лице появился синяк, она стерпела эту обиду. Ибо увиденный сон произвел на нее сильное впечатление. Она будто почувствовала, что приближается время, когда и ее озарит свет Ислама. Она поверила, что скоро ее сердце наполнится верой. Хотя судьба готовила для нее еще больший подарок, ведь ей суждено было стать не только мусульманкой, но и женой самого Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). А произошло это так.
В седьмом году хиджры Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) принял решение выйти с походом на Хайбар. И там иудеи племен Бани Надир и Бани Курайза не хотели спокойно жить. Ибо и там они продолжали сеять смуту. Нисколько не считаясь с заключенным ими же договором, они вошли в сговор с Курайшитами и стали преследовать караваны мусульман.
По этой причине Солнце обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям) видел необходимым поход на Хайбар, ибо это имело целью погасить огонь раздора и нечестия в самом его очаге, сделать все их происки тщетными и обрести гарантированную безопасность для торговых караванов, следующих в Сирию. Сахабы, только недавно вернувшиеся из похода в Худайбийю, были уставшими. Но божественное повеление снизошло, и решение было принято.
Так, сахабы стали готовиться идти на Хайбар. В этом походе Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сопровождала мать всех правоверных Умму Саляма (радыяллаху ‘анха).
Битва при Хайбаре была ожесточенной. В ней участвовал досточтимый Али (радыйаллаху ‘анху), проявивший беспримерный героизм и храбрость. Пятнадцать человек из числа мусульман стали шахидами, и было убито около ста иудеев. Много иудеев было взято в плен и захвачено большое количество трофеев. Среди пленных оказалась и Сафия. Ее отец и муж были убиты в сражении. По окончании сражения всех пленных собрали в одной из крепостей, здесь же сложили трофеи.
Чтобы приблизить и расположить к себе некоторые рода и племена, Солнце обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям), как известно, использовал брак в качестве политического хода, не только устанавливая родственные связи со своими противниками, но склоняя их сердца к Исламу. Поэтому он пожелал увидеть Сафию, находящуюся среди пленных. Он велел Билялю Хабаши (радыяллаху ‘анху) привести ее.
Когда Биляль (радыяллаху ‘анху) повел Сафию вместе с дочерью ее дяди к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), они проходили мимо тел убитых иудеев. Увидев мертвые тела, женщина, которая была вместе с Сафией, начала кричать, раздирая себе глаза и посыпая голову землей. Вся ее одежда и волосы были перепачканы землей. Когда они вошли к Пророку милости (салляллаху алейхи ва саллям) и он узнал от Биляля (радыяллаху ‘анху), что произошло, то сказал:
«О Биляль! Неужели ты совсем потерял чувство сострадания, что повел этих женщин мимо убитых? Разве таким образом ты должен был привести их ко мне?» – выразив недовольство его действиями.
Несмотря на сильный страх, Сафия бинт Хувей выглядела спокойной. Когда она предстала перед Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), он накинул на нее покров и начал разъяснять религию Ислам. В заключение он предложил ей:
«О Сафия! Если ты примешь Ислам, я возьму тебя в жены. Если же ты пожелаешь остаться в своей вере, то будешь отпущена и вернешься к своему народу».
Пророк милости и милосердия (салляллаху алейхи ва саллям), если пожелал, мог бы оставить ее у себя как пленницу. Но он не сделал этого, показав пример того, как следует обходиться с теми, кто оказался в неволе, и не в силах себе помочь. Таким образом, он показал всем, что в основу отношения к человеку всегда и во всем должны быть положены критерии милости и сострадания, независимо от статуса человека, даже если он находится в плену. Человечность и свобода выбора своей веры. Он использовал любую возможность, чтобы открыть людям всю красоту Ислама. Каждому событию он давал оценку, исходя из этой точки зрения.
Сафия бинт Хувей была очень благородной и умной женщиной. Поэтому это предложение нисколько не удивило ее. И то, что она скоро станет женой Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), ей стало ясно из сна, в котором она увидела, как к ней в комнату вплыла луна, пришедшая из Медины. Поэтому она без колебаний ответила:
«О Посланник Аллаха! Еще до того как ты призвал меня к Исламу, я страстно желала стать мусульманкой и уверовала в тебя еще до того, как тебя увидела. Теперь меня уже ничего не связывает с иудеями, и я не нуждаюсь в них. В Хайбаре у меня не осталось ни отца, ни брата. Вы освободили меня. Я предпочитаю остаться с Аллахом и Его Посланником, чем получить свободу и вернуться к своему народу».
Гордость вселенной (салляллаху алейхи ва саллям) был очень рад тому, что Сафия приняла Ислам. Он, сразу же освободив ее, отпустил на волю. Позже он заключил с ней брак, удостоив чести стать матерью всех правоверных.
Вскоре пришло время возвращаться из Хайбара в Медину. Сафия (радыяллаху ‘анха) поспешила изъявить посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) свое пожелание, чтобы тот не разбивал лагерь вблизи Хайбара. Прислушавшись к ее словам, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) велел разбить лагерь вблизи местечка «ас-Сахба», что в двенадцати милях от Хайбара.
Умму Саляма нарядила и украсила Сафию (радыяллаху ‘анхума) как невесту и, умастив благовониями, ввела в шатер Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), чтобы развеять все ее страхи и беспокойство, начал разговаривать с ней. Он спросил, почему та пожелала остановиться подальше от Хайбара. Она ответила: «О Посланник Аллаха, то место было слишком близко к Хайбару. Я боялась, что иудеи причинят вам какой-нибудь вред. Ибо они могли атаковать вас или придумать еще что-нибудь».
На следующий день состоялась свадьба. Она отличалась от других своим роскошеством. Гостей угощали особым блюдом из очищенных от косточек фиников, перемешанных с маслом.
То, чего боялась Сафия (радыяллаху ‘анха), вызывало тревогу не только у нее. Абу Айюб аль-Ансари (радыяллаху ‘анху) имел такие же опасения. Несмотря на то, что в эту ночь в караул были назначены другие сахабы, он всю ночь охранял шатер Солнца обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям). Когда, поднявшись утром, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) увидел у своего шатра Абу Аййуба Аль-Ансари (радыяллаху ‘анху), он спросил, почему тот не спит в столь ранний час. Тот отвечал:
«О Расулюллах! Я боялся, что вам могут причинить какой-нибудь вред, поэтому не спал».
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) остался очень доволен этим поступком Абу Аййуба (радыяллаху ‘анху). Такая забота очень растрогала его, и он сделал ду’а за него:
«Пусть и тебя хранит Аллах».
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был очень мягок, добр и сострадателен к Сафие. Увидев синяк на ее лице, он спросил:
― Что это за след?
― Это след от удара Кинана, – отвечала та. Она рассказала ему свой сон и то, какой гнев он вызвал у ее бывшего мужа, – Он бросился ко мне со словами: «Ты хочешь уйти к этому повелителю Хиджаза Мухаммаду!» и ударил по лицу. Этот синяк остался от этого.
Когда Сафия (радыяллаху ‘анха) прибыла в Медину, она разместилась в доме Хариса ибн Ну’мана. В дом начали приходить женщины, чтобы увидеть ее и сказать: «Добро пожаловать». Пришли и другие жены Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Когда Айша (радыяллаху ‘анха) вышла из покоев Сафии, Пророк милости (салляллаху алейхи ва саллям) спросил ее:
― Как ты находишь Сафию, о Айша?
― Обычная иудейка, ничего больше, – ответила та. Эти слова очень огорчили Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), и он сказал:
― Не говори так, о Айша! Ибо она искренне приняла Ислам и стала мусульманкой.
Удостоившись чести принять Ислам, Сафия (радыяллаху ‘анха) стала очень искренней мусульманкой. Она отдала себя поклонению и зикру. Ее очень обижало, когда ее называли иудейкой. Как-то досточтимые Айша и Хафса, напомнив ей, что та была иудейкой, сказали, что вот они – не только из Курайшитов, но еще и родственники с Посланником Аллаха. Это очень задело ее. Когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) вернулся домой, он увидел, что Сафия плачет. Он спросил ее о причине ее слез. И когда та передала то, что сказали ей Айша и Хафса, он, чтобы успокоить ее, сказал:
«Почему же ты не сказала им, что дедом твоим является Харун, дядей Муса (алейхумассалям), а мужем – Мухаммад?»
В этих словах она нашла утешение для себя и обида, ранившая ее сердце, ушла.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) всегда проявлял тактичность и деликатность в отношениях с Сафией (радыяллаху ‘анха). В речах был с ней любезен и благожелателен. Всегда и во всем принимал ее сторону. И если в семье возникали какие-то происшествия, он всегда защищал ее.
Однажды, во время одного из походов, верблюд Сафии (радыяллаху ‘анха) заболел. Споткнувшись, он опустился на землю и больше не смог подняться. У Зайнаб (радыяллаху ‘анха) была с собой пара свободных верблюдов. Когда же Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) попросил у нее одного верблюда для Сафии, та сказала:
«Неужели я отдам своего верблюда этой иудейке?» Это очень рассердило Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), и после этого он не общался с Зайнаб (радыяллаху ‘анха) два или три месяца.
Однажды Айша сказала что-то относительно маленького роста Сафии (радыяллаху ‘анхума). Предостерегая ее, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«О Айша! Ты сказала такое, что если бы это попало в море, его воды стали бы грязными».
Мать всех правоверных Сафия (радыяллаху ‘анха) обладала очень чувствительным сердцем. Она была скромной и великодушной. Она никогда не придавала большого значения мирскому, а когда ей выпала честь стать женой Солнца обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям), она направила все свои стремления к достижению счастья жизни вечной. Ведь она раз и навсегда уверовала в то, что истинная жизнь – это жизнь после смерти и все, что ожидает человека после смерти – вечно, а все, что в жизни этой – тленно. Когда она приехала в Лучезарную Медину, подарила все свои драгоценности дочери Посланника досточтимой Фатиме и его женам (радыяллаху ‘анхунна).
Она очень любила Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Она от всей души старалась услужить и угодить ему. Она очень хорошо готовила и всегда посылала Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) еду. Она не хотела расставаться с ним. Как-то, когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) совершал итикаф – находился в уединении в своей мечети, пребывая в поклонении, она пришла его навестить. Они пробыли вместе около часа. Потом она попросила разрешения и встала, чтобы уйти. Дом ее был далеко от мечети. А так как уже стемнело, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не хотел отпускать ее одну. Поэтому он направился к выходу, чтобы немного проводить Сафию (радыяллаху ‘анха).
Когда они поравнялись с дверями Умму Салямы (радыяллаху ‘анха), у входа в мечеть показались двое ансар. Сахабы, боясь причинить им беспокойство своим внезапным появлением, поздоровались и поспешили удалиться. Но Гордость вселенной (салляллаху алейхи ва саллям) окликнул их:
«Не спешите!.. Стойте, остановитесь!.. Женщина, которая рядом со мной, – это Сафия бинт Хувей».
На это сахабы ответили: «Субханаллах!.. Мы просим прощения у Аллаха, о Расулюллах!» – подтверждая свое уважение к нему и объясняя, что не имели в виду ничего плохого.
Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям), желая на их примере преподать урок всей своей умме, сказал им то, что в последствии стало критерием для каждого мусульманина:
«Несомненно, шайтан ходит в теле человека подобно тому, как кровь ходит в его венах. Я побоялся, что шайтан мог подсказать вам какую-нибудь дурную мысль». Таким образом, он не только избавил своих сахабов от сомнений, но еще предупредил о том, что человек может оказаться один на один перед такой опасностью в любой момент.
Сафия (радыяллаху ‘анха) высоко чтила и во всем была послушна Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Ведь даже ее отец и дядя, после того как посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) переселился в Медину, признавали в разговоре друг с другом: «Он пророк, о котором говорится в нашем священном писании». Однако, несмотря на это, оба они впоследствии выступили против Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), Сафия (радыяллаху ‘анха) осталась верна своей религии. А позже присоединилась к семье Пророка, в которого верила и любила. И теперь никогда не упускала возможности, чтобы служить ему и быть хорошей женой. Ведь служение ему составляло истинное наслаждение для нее.
Сафия (радыяллаху ‘анха) очень страдала, если Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) болел. Она желала, чтобы вместо него, его боль чувствовала она. Когда до его смерти оставались считанные дни, и состояние его ухудшилось, жены Пророка собрались возле него в обители счастья. Тогда Сафия (радыяллаху ‘анха) в порыве искреннего сострадания обратилась к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям):
«Если бы только вместо тебя лежала я. Если бы только вместо тебя эту боль чувствовала я».
Услышав это, жены Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) стали перешептываться между собой. Пророк милости (салляллаху алейхи ва саллям), заметив это, сказал:
«Сафия правдива в своих словах!»
Сафия (радыяллаху ‘анха) не была злопамятна. Она всегда прощала обиды. Была снисходительна к тем, кто ошибался. Рассудительна. Ей были свойственны кротость, мягкость характера, добрый нрав, серьезность. Как-то во время правления досточтимого халифа ‘Умара (радыяллаху ‘анху) ее служанка пожаловалась на нее: «Сафия до сих пор не оставила обычаев иудеев. Чтит субботу и продолжает общаться с ними». Когда досточтимый ‘Умар (радыяллаху ‘анху) пришел к ней, чтобы узнать об этом от нее самой, она ответила:
«Я продолжаю отношения с иудеями лишь потому, что меня с ними соединяют родственные связи. И я лишь поддерживаю отношения с родственниками. И какой же для меня может быть прок в том, что я почитаю субботу, когда Всевышний Аллах дал нам вместо нее пятницу?» – объяснив таким образом, что жалоба ее служанки не имеет никаких оснований. Досточтимый ‘Умар (радыяллаху ‘анху) ничего не ответил.
Сафия (радыяллаху ‘анха), узнав, что жалоба эта исходила от служанки, позвала ее к себе и спросила: «Кто же надоумил тебя на эти сплетни?» Та ответила: «Это наущения шайтана». Услышав такой честный ответ, Сафия (радыяллаху ‘анха) не стала сердиться и отпустила служанку.
Сафиа (радыяллаху ‘анха) была очень щедрой. Она раздавала все, что имела. Она умерла в 50 году хиджры в возрасте шестидесяти лет, оставив после себя состояние в сто тысяч дирхемов. Она завещала отдать половину своего состояния племяннику, а остальное раздать бедным.
Сафия (радыяллаху ‘анха) прожила с посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) четыре счастливых года и передала около десяти его хадисов. Пусть же Всевышний Аллах сделает всех нас достойными ее заступничества. Аминь.
Мустафа Эриш