"Запретное он ел, словно дозволенное, от своих дел впал он в беспокойство"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 138. Разъяснение того, что некоторые из людей, хотя и притязают на то, что они разумные, являются сметливыми, а не разумными
Кто есть разумный? Тот, кто не безумен,
Не отчужден от Аллаха и Его людей.
Отдал он мирское, приобрел загробную жизнь.
Таково свойство его пречистой самости.
Если скажет он: «Я есть разумный»,
Все равно, что скажет: «Я есть совершенный».
Этот другой разумник, который взял мирское,
Повернулся спиной к загробной жизни, удивительно!
Ради сладости ничтожной он покусился на ничто,
Сказал: «Я разумный», [а сам] душу отдал из-за невежества.
Бегал он во все стороны вслед за нафсом и желанием,
Загробную жизнь отдал, мирское приобрел.
Он льстил то одному, то другому,
Хитрыми уловками жителя Рея делал подобным жителю Туса (две противоположности – прим. ред.)
Бестолково притязал он на разумность.
То было не от разума, а от безумия.
Запретное он ел, словно дозволенное,
В конце концов, от своих дел впал он в беспокойство.
Большинство людей являются разумными такого рода,
По сравнению с тем разумным они малодушные.
Усердствуют и упорствуют они в сметливости,
Тот другой среди них оказывается не ко двору.
С помощью лжи и хитростей они добывают [пропитание],
Говорят: «Я разумный» и изо всех сил стараются.
В конце концов, из-за себя все они становятся полоумными,
Откажись от них и посмотри на это лицо этого [разумного].
Именно этот является разумным в мире, а не они,
Он лелеет истину и проявляет ложь.
Посему скажи, что именно этот человек является разумным,
Ибо он ведает об Аллахе и Мустафе (пророке Мухаммаде – прим. ред.).
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017