«Всякое бид‘а – заблуждение». Так ли это на самом деле?
Вопрос.
Некоторые говорят: «Все, что не делалось во времена Пророка (мир ему), является запретным новшеством (бид‘а), даже если это хорошее, полезное дело, совершаемое благочестивыми мусульманами». И на основании хадиса «Всякое бид‘а – заблуждение» утверждают, что новшество хорошим или плохим быть не может. Так ли это?
Ответ.
Нет, не так. Новое, не противоречащее Корану, хадисам и решениям Шариата, если в нем есть польза для мусульман, совершать можно, и тот, кто придумал его, получает вознаграждение за это, как это доказывает хадис, который мы приведём ниже.
Таковыми являются: исламские учебные заведения, институты, издание богословских книг, исламские типографии, исламское телерадиовещание, газеты, исламские конференции, собрания для мавлидов, соболезнования по телеграмме, строительство минаретов для мечетей, поездка в Хадж на автотранспорте и самолёте, использование новых названий и имён для разъяснения положений Ислама, таких как «усул» (основы), «фикхи» (законоведение), «тафсир» (толкование Корана), «ма‘ан» (риторика), «мантик» (логика),«нахв» (синтаксис), «сарф» (морфология), «тасаввуф»(тарикат), совершение коллективных намазов-таравих в месяце рамазан, двухкратное чтение азана для пятничного намаза, строительство каменных мечетей, украшенных орнаментом и др.
Всего этого не было во времена Пророка (мир ему), это появилось позже, в основном во времена асхабов, табиинов, имамов четырёх мазхабов. И они это всё одобряли, ввиду того, что это не противоречит Корану, хадисам и законам Шариата.
О том, что человек получает от Аллаха вознаграждение за введение подобных вещей, говорит Пророк (мир ему) в своём благородном хадисе:
«Кто придумывает в Исламе что-то хорошее и полезное, тот получит воздаяние за это, а также за то, что совершали другие, следуя этому пути, при этом нисколько не уменьшая их воздаяние» (Передали имам Муслим, Насаи, Ибну Маджах, Тирмизи).
Некоторые называют это полезным новшеством, другие - хорошим путём. ‘Умар-асхаб , второй халиф, сказал по поводу коллективного совершения намазов-таравих в месяце рамазан следующее: «Какое же это прекрасное новшество!» (Передал имам Бухари).
Имам Навави в книге «Тахзибуль-асмаи фи ллугат» пишет: «Имам Шафии утверждает: «Нововведения, которых не было во времена Пророка (мир ему), делятся на два вида. Первые - те, что противоречат Корану, хадисам, рассказам сподвижников, единогласию алимов (иджма‘). Подобные нововведения (бид‘а) являются заблуждением. Вторые - те, которые не противоречат вышеперечисленному, по единогласию учёных-богословов (алимов). Подобное бид‘а не является порицаемым». (Т. 3, стр. 22). Байхаки передал, что так сказал имам Шафии. («Аль-Мизану аль-Арш», стр. 48).
Обратите внимание, ‘Умар-асхаб является тем, про которого Пророк (мир ему) сказал: «Если бы после меня был пророк, то им был бы ‘Умар».
Об имаме Шафии Пророк (мир ему) сказал следующее: «Выйдет из рода Курайшитов один ученый, знания которого распространятся на весь мир». О том, что в этом хадисе говорится об имаме Шафии, подтверждает и Ибну Касир в книге «Аль-Бидаяту ван-нихаят» (часть 10, стр. 614).
Islam-today