В каких случаях шутка может считаться признаком лицемерия?
Вопрос:
Можно ли считать лицемером человека, который ко всему относится несерьезно и много шутит? В каких случаях шутка может считаться признаком лицемерия?
Ответ:
В одном из аятов Корана говорится: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками» (ат-Тауба 9/65-66).
По поводу причины ниспослания этого аята, существуют различные риваяты. Однако общим моментом во всех этих риваятах является то, что мунафики (лицемеры) насмехались и издевались над Исламом и над посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).
В тафсирах наибольшее распространение получил риваят, переданный от Ибн Умара (радыйаллаху анху) в котором говорится: «Во время похода на Табук один из мунафиков сказал: «Я не видел более трусливых и лживых людей, чем эти» (подразумевая мусульман).
Один из сахабов, услышав эти слова, сказал ему: «Ты лжешь! И вне всякого сомнения ты являешься лицемером!», и отправился к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), чтобы сообщить о случившемся. Однако раньше, чем он пришел, посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) был ниспослан соответствующий аят.
Что же касается того, кто произнес эти слова, то он, придя к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О, посланник Аллаха! Мы всего лишь развлекались, чтобы скоротать время в пути». Но посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) не посмотрел на него, а прочел аят: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?»» (Табери, Тафсир; Разы, Тафсир).
Но какой бы не была причина ниспослания этого аята, она связана с мунафиками. То есть с теми людьми, которые внешне старались казаться мусульманами, хотя на самом деле были неверующими, и упорствовали своими сердцами в неверии. Поэтому сказанные ими слова не являются шуткой, а являются внешним проявлением неверия этих людей.
Что же касается искренне верующего человека, то он ни в коем случае не должен делать объектом шуток то, что является священным с точки зрения Ислама. Но если несмотря на это, человек по своему невежеству позволит себе подобную шутку, то он не будет считаться вероотступником, хотя и будет считаться совершившим грех.
Islam-Today