Способен ли человек постичь сущность Всевышнего Аллаха?
Ответ:
Необходимо хорошо понимать, что знание чего-либо – это одно, а знание сущности этого же – совсем другое. Во Вселенной существует множество вещей, сущности которых мы понять не можем.
Попытки объяснить то, что невозможно постичь разумом, являются демагогией и невежеством. Поступая таким образом человек отклоняется от правильного образа мышления и возлагает на себя неподъемную ношу, которая может стать причиной его гибели.
Так же как произведение искусства не способно постичь своего автора, так и наш разум бессилен постичь сущность своего Создателя. Наши зрение и слух, а также остальные органы чувств имеют ограниченные возможности, наш разум так же имеет ограничения в понимании. Постижение священной сущности Аллаха Всевышнего, находится за пределами нашего разума.
Истина заключается в том, что человек не способен постичь не то что сущность Аллах, но даже сущность собственной души, воображения или совести. Так как ни душа, ни воображение, ни совесть не являются физическими понятиями. Разум не способен наделить их каким-либо видом или образом. Например, к воображению или к совести не применимы такие понятия, как длина, ширина или размер. Однако ни один человек не станет отрицать наличие воображения или совести, хотя сущность этого ему и неизвестна.
Попытки человека, бессильного понять собственную сущность, постичь сущность Аллаха Всевышнего являющегося Создателем разума, воображения, чувств, совести и памяти, является самым великим невежеством.
Все атрибуты Аллаха Всевышнего вечны, бесконечны, безграничны, не имеют ни начала, ни конца. А разум человека ограничен и является сотворенным. Ограниченное не способно постичь безграничного, так же как имеющее начало и конец не способно постичь вечного.
Человеческий разум склонен действовать от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному, от легкого к сложному. Аллах Всевышний не имеет ни образа, ни подобия, ни сотоварища, ни равного себе, поэтому человек не способен постичь Его священную сущность путем сравнения, сопоставления или путем опытов и исследований.
Постижение сущности Аллаха разумом противоречит и логике. Так как в этом случае ограниченный должен постичь безграничное, созданное должно постичь извечное. А это невозможно. Разум ответственен за то, чтобы знать, что существование Аллаха обязательно, могущество Его – бесконечно, а Его знание охватывает абсолютно все. В сущности, в этом состоит смысл сотворения всего сущего. Таким образом, священная сущность Аллаха Всевышнего не может быть постигнута, представлена в воображении или почувствована органами чувств. Все, что постижимо разумом и воспринимаемо органами чувств, является созданным.
Islam-Today