Сохранится ли саваб того, кто вышел из ислама, но позже вернулся вновь?
Вопрос:
Если кто-либо будучи мусульманином вышел из веры, а потом раскаявшись вновь вернулся в Ислам, сохранятся ли его прежние благие деяния?
Ответ:
Всевышний Аллах повелел в одном из аятов Священного Корана: «Кто из вас отречется от веры, от религии и умрет [в таком состоянии] безбожником, то все их дела [ранее совершенная религиозная практика, стремление к высокой нравственности, благие поступки] будут тщетны как касательно мирского, так и вечного. Они — обитатели Ада навечно» (сура аль-Бакара, аят - 217).
Что касается его благих дел, существует следующий аят, который гласит нам о следующем: «Кто отвергает веру, отказывается от нее [от ее основ, постулатов, от Божьих установлений], а до этого был ее носителем, благие дела того [в итоге] теряют всю свою значимость (они тщетны). В Судный День он будет из числа проигравших (потерпевших крах) [если до смерти так и не успеет раскаяться и исправиться]» (сура аль-Маида, аят - 5).
Относительно же деяний тех, кто раскаявшись, вновь стал следовать пути Ислама, мнения имамов разделились следующим образом:
Последователи имама Абу Ханифы и имама Малики придерживаются мнения, что человек сойдя с пути Ислама, потерял все свои благие деяния, сотворенные им когда-то, будучи мусульманином. И поэтому, раскаявшись и приняв веру снова, отчет его деяний, благих и дурных, начинается вновь, где старые благие деяния уже не в счет.
По мнению Имама Шафии и имама Ханбаля если человек умер мусульманином, то и прежние его деяния, также будут зачтены, ибо человек вернулся на путь Ислама.
Если человек какое-то время жил без Ислама, а затем вновь вернулся в веру, то нет необходимости восполнять те поклонения, которые он совершил еще будучи мусульманином. Единственное, если ему позволяют средства, необходимо заново совершить хадж.
Однако человек должен будет восполнить свои обязательные виды поклонения, то есть намаз, пост и т.д, за весь период, который он находился вне Ислама.
По мнению большинства ученых саваб, полученный человеком еще до момента, когда он отошел от ислама, после его возврата в ислам не будет утерян.
Islam-Today