Следуем Сунне: непреложные правила вежливого мусульманина
Аллах Всевышний сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь пошире, и Аллах одарит вас местом просторным. Когда же вам велят подняться, то поднимайтесь» (Муджадила 58/11).
Придя в собрание, нельзя поднимать кого-то из уже сидящих и занимать его место. В риваяте, переданном Умаром (радыйаллаху анху), сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть никто из вас, подняв другого человека, не занимает его места. Но он может сказать ему: «Подвинься». Сообщается, что когда кто-то хотел уступить свое место Умару (радыйаллаху анху), он никогда не садился на него.
Кому следует уступать место в собрании?
В риваяте, переданном Абу Хурайрой, сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «В собрании уступают место только трем людям:
- пожилым и старым по причине их возраста;
- алиму по причине знания, которым он обладает;
- справедливому правителю по причине его правления» (Рамузуль-Ахадис, 2/480).
В собрании нельзя садиться между двух людей, не спросив у них разрешения. Амр ибн Шуайб (радыйаллаху анху) передал, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не разрешено садиться между двумя людьми, не спросив у них разрешения» (Рамузуль-Ахадис, 2/485).
Так же, как нельзя садиться между двумя людьми без разрешения, так же нельзя и встревать в разговор двух людей. Ибн Умар (радыйаллаху анху) передал, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если видите, что два человека беседуют о чем-то втайне, то не встревайте в их разговор» (Рамузуль-Ахадис, 1/60).
В собрании не следует сидеть, закинув одну ногу на другую, так как это является признаком высокомерия.
Также в собрании не следует рассаживаться разрозненно. Сообщается, что по этому поводу посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Находясь перед учителем или в собрании, где изучается знание, садитесь как можно ближе к учителю и друг к другу. И не садитесь разрозненно, как это делали во времена джахилии» (Рамузуль-Ахадис, 1/41).
Пришедший в какое-либо собрание должен помянуть там Аллаха, принести салават пророку (салаллаху алейхи ва саллям) или хотя бы напомнить присутствующим о необходимости этого, так как нет никакого блага в собрании, где не поминается имя Аллаха Всевышнего. Если в каком-либо собрании люди погружены в пустословие, то следует сделать покаяние за пребывание в таком месте.
Собравшись в каком-либо месте ни в коем случае нельзя погружаться в злословие и сплетни. Если же злословие имело место, то необходимо попросить прощения у того человека, о котором шла речь.
Также является отвратительным, когда одна группа людей, собравшись вместе, издевается и высмеивает другую группу. В Исламе подобное поведение категорически запрещено. Аллах Всевышний сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (аль-Худжурат 49/11).
Islam-Today
Понравилась статья? Тогда сделайте репост в социальных сетях, поделитесь информацией с друзьями и близкими!