• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Равны ли в исламе молочное и кровное родство?

Время чтения: 7 мин
446

Фото: YuriArcursPeopleimages/ elements.envato.com

Фото: YuriArcursPeopleimages/ elements.envato.com

Посланник Аллаха ﷺ приравнивал молочное родство к кровному. Разумеется, в то время он не объяснял это через современные науки физиологию, социологию или психологию. Он не раскрывал научным языком влияние материнского молока на гены, а образование молочного родства ограничивал временем, когда ребенок нуждается в молоке.

Однажды Посланник Аллаха ﷺ, заходя в комнату праведной Айши (р.а.), увидел там одного человека. Ему это не понравилось, и у него как будто сменился цвет лица. Увидев его, праведная Айша (р.а.) сразу сказала: «Это мой молочный брат».

Посланник Аллаха ﷺ предупредил о молочном родстве словами: «Смотрите внимательно, кто является вашим молочным братом! Ведь (делающее запретным брак) молочное родство является действительным только в том случае, если молоко пьется по причине голода» (Бухари, Муслим).

Для образования молочного родства нужно соблюсти два условия: время кормления и количество молока. Таким образом, молочное родство может возникнуть только в первые два года жизни ребенка (Тирмизи, Ибн Маджа).

Фото: JR-50/ elements.envato.com-

Фото: JR-50/ elements.envato.com-

В Коране говорится о том, что ребенка можно кормить грудью в течение двух лет:

«И Мы приказали человеку быть добрым со своими родителями. Его мать носила его [в утробе], испытывая слабость за слабостью, и она отняла его от груди [только] через два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне – возвращение» (Лукман, 14).

Абдуллах б. Умар говорил о том, что кормление грудью взрослого человека не берется во внимание, а родство приносит лишь кормление в маленьком возрасте (Муватта, Радаа, 1).

В вопросе о необходимом количестве молока для образования родства существуют различные мнения. Отдельные мнения не учитывают ни количество молока и его роль в развитии ребенка, ни количество кормлений, а берут во внимание сам факт кормления.

Для подтверждения данных мнений служат следующие предания: «Делает запретным (брак) лишь то кормление, когда молоко превратилось в мышцы и внесло свой вклад в развитие костей» (Ибн Ханбал, Абу Давуд); «Делает запретным (брак) лишь питающее кормление молоком» (Тирмизи, Ибн Маджа).

Согласно этим преданиям, кормление в один или два раза не делает брак запретным (Муслим, Радаа).

Согласно же другим преданиям, даже однократное кормление грудью делает брак запретным (Муватта, Радаа).

Фото: davidpereira/ elements.envato.com

Фото: davidpereira/ elements.envato.com

Аналогично тому, как родная мать, которая с большими затруднениями вынашивает и рожает ребенка, заслуживает на него права, так же и молочная мать, по причине того, что своим молоком поддерживает в нем жизнь, получает свои права.

Права молочной матери считаются очень ценными, так что Хаджадж б. Хаджадж аль-Аслями даже спросил у Посланника Аллаха ﷺ, как он может отплатить своей молочной матери за кормление грудью. Посланник Аллаха ﷺ ответил ему: «Отдав ей раба или рабыню» (Тирмизи, Насаи).

Посланник Аллаха ﷺ самым лучшим образом говорил о праве грудного молока. Он никогда не забывал свою молочную мать Сувайбу. Когда он бывал в Мекке, то не забывал ее навестить. Пока она была жива, он постоянно оказывал ей знаки уважения и почтения. Уважительное отношение Посланника Аллаха ﷺ к своей молочной матери

Сувайбе настолько повлияло на досточтимую Хадиджу, что она также старалась оказывать ей достойное уважение. Более того, она даже захотела за свои деньги выкупить ее и сделать свободной.

Ведь она знала, что освобождение молочной матери очень обрадует Посланника Аллаха ﷺ. Однако хозяин Сувайбы Абу Ляхаб ни при каких условиях не хотел продавать свою рабыню. После того, как Посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину, Абу Ляхаб сам освободил ее.

Посланник Аллаха ﷺ, будучи в Медине, как мог, старался защищать и оказывать ей помощь. Сувайба ушла из жизни в год взятия Хайбара. Когда Посланник Аллаха ﷺ узнал о кончине своей кормилицы, он сначала спросил о ее сыне Масрухе. Но ему сказали, что он умер еще раньше. Потом он расспросил о том, остались ли у нее близкие родственники, и узнал, что у нее не было родственников (Ибн Саад).

С кем по исламу можно и нельзя заключать брак?

Фото: ImageSourceCur/ elements.envato.com

Фото: ImageSourceCur/ elements.envato.com

Посланник Аллаха ﷺ также поддерживал родственные связи и с другой своей молочной матерью Халимой. Каждый раз, когда он встречал ее, то уважительно и почтительно называл ее: «Матушка». Всегда старался делать ей добро.

По прошествии многих лет в месте жительства племени Бану Саад была засуха. Вместе с другими голод испытывала на себе и семья Халимы. Когда весть об этом дошла до любимой жены Посланника Аллаха досточтимой Хадиджи, то она передала Халиме сорок овец и верблюда для перевозки груза (Ибн Саад, Халяби).

Уважение и почтение не ограничивались только лишь молочными матерями. Однажды к Посланнику Аллаха ﷺ пришел муж его молочной матери.

Тогда Посланник Аллаха ﷺ расстелил для него часть своей одежды, и он сел на нее. После этого зашла его молочная мать, и он расстелил для нее другую часть одежды, и она села на нее. После зашел его молочный брат и Посланник Аллаха ﷺ, встречая его, встал на ноги и усадил возле себя (Абу Давуд).

Из действий Посланника Аллаха ﷺ, который очень ценил родственные связи, понимается, что он ценил молочное родство наравне с кровным. Ведь по причине молочного родства, помимо кровного родства и брака, поддерживаются активными родственные связи и сплоченность общества. Понятие родства приобретает более широкий смысл.

Фото: Zurijeta/ shutterstock.com

Фото: Zurijeta/ shutterstock.com

Хоть молочное родство, помимо запрета на женитьбу, и не предусматривает каких-либо других правовых обязательств, как например, наследство, алименты, свидетельствование, но, тем не менее, оно порождает правовые отношения между родственниками.

Следовательно, такие нравственные обязанности, имеющие место в этике кровного родства, как поддержание родственных связей, совместное празднование праздников, посещение больного родственника, распространяются и на молочное родство.

Поэтому любовь и уважение, проявляемые к родственникам по крови, должны выказываться и при молочном родстве.

Наука: мудрость запрета браков между молочными родственниками

На основе книги "Семья в свете хадисов"

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика