Можно ли использовать в качестве лекарства вещества, являющиеся харамом?
Ответ:
Ибн Абидин говорит: «Если точно известно, что вещества, являющиеся харамом, могут помочь при лечении какой-либо болезни, а также при отсутствии халяльного лекарства, то в этом случае использование этих веществ является разрешенным. Определение того, насколько то, или иное вещество может быть полезно для больного, является обязанностью врача-мусульманина. Так как в одном из хадисов говорится: «Аллах не создал для вас исцеления в том, что является харамом» (Бухари).
Использование запрещенных веществ, польза которых подтверждается опытом, не является харамом» (Раддуль-Мухтар).
В соответствии с правилом «Необходимость делает дозволенным запретное», если для исцеления больного ему необходимо принимать что-то, что является харамом, то в данном случае этот харам становится дозволенным. То есть в данной ситуации больной использует средство, которое для него является мубахом, а не харамом. В этом случае вещество, являющееся харамом, переходит в категорию мубаха, и причиной исцеления становится именно этот мубах.
Читайте также: Дозволено ли использовать свиное сало в лечебных целях?
Приведем пример: если человек, страдающий почечно-каменной болезнью не найдет лекарства, которое могло бы разрушить камень в почке, и врач-мусульманин порекомендует ему использовать лекарство, в основе которого находится вещество являющееся харамом, то в этом случае возникает необходимость в использовании того, что является харамом. И исходя из вышеупомянутого правила, использование этого запрещенного вещества становится мубахом. Если человек исцелится, то будет считаться, что он обрел исцеление посредством того, что является мубахом. А не того, что является харамом.
Islam-Today