• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Можно ли делать дуа, прося для себя смерти?

Время чтения: 3 мин
77716

Ответ:

Сообщается, что по этому поводу посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пусть никто из вас, вследствие какого-либо несчастья, не желает себе смерти. Если же ему очень тяжело, то пусть скажет: «О, мой Господь! Если жизнь для меня является благом, то продли ее. Если же для меня благом является смерть, то ниспошли ее мне» (Бухари, Марда, 19).

1) Несмотря на то, что эти слова были сказаны сподвижникам, они так же охватывают и всех мусульман, вплоть до наступления конца света.

2) По мнению большинства алимов «несчастье» упоминаемое в этом хадисе, является несчастьями, постигающими человека в мирской жизни. В соответствие с этим, если человек столкнется с испытанием религией, то в этой ситуации желание смерти не будет являться грехом.

Риваят, переданный Ибн Хиббаном вносит большую ясность в этот вопрос:

«Пусть никто из вас не желает себе смерти, из-за бедствий, постигших его в мирской жизни». Здесь открыто указывается на то, что речь идет о мирской жизни. Некоторые из сподвижников желали для себя смерти по причинам, не имеющим отношения к мирской жизни.

В Муватте приводится следующее дуа, которое делал Умар (радыйаллаху анху): «О, мой Господь! Я состарился, мои силы ослабли, мое правление распространилось во все стороны. Забери же мою душу, пока я не понес ущерб и не приступил границ».

Так же в Муватте приводится такое дуа, которое делал посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям): «О, Аллах! Я прошу Тебя направить меня на выполнение благих деяний, на отказ от плохого, и прошу даровать мне любовь бедных. Если я стану причиной фитны среди людей, то забери меня к себе, чтобы я ушел из жизни, не запятнав себя смутой».

Почему запрещено просить о смерти:

В соответствии с вероубеждением Ислама, смерть привязана к предопределению, и не зависит от дуа или желания. Когда смерть приходит к человеку, то он не в силах ни ускорить ее, ни отсрочить. Если посмотреть с этой точки зрения, то в желании смерти, можно увидеть две нравственные проблемы:

1) В данном случае может идти речь о недовольстве предопределением.

2) Речь может идти о попытке, убежать от своих обязанностей в жизненных испытаниях. А это является проявлением ничтожности и духовной слабости. В Коране говорится о том, что человек был сотворен, чтобы быть испытанным своим имуществом, бедствиями и страхом (аль-Бакара 2/155; Мульк 67/2). И чтобы успешно пройти эти испытания, необходимо проявлять терпение. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Посади росток, даже если будешь знать, что завтра настанет конец света».

С точки зрения Ислама, принесшего такой взгляд на мир и отношение к жизни, просьба о смерти вследствие мирских трудностей и бедствий, является недопустимой. Если бы было позволено просить о смерти из-за бедствий мирской жизни, то это бы подорвало стойкость и терпение в людях.

Что же касается тяжелобольных людей, испытывающих мучительную боль, а также слабых и тех, кто лишен ухода, то им следует делать такое дуа:

«О, Аллах! Если жить – это благо для меня, то продли мне жизнь. Если же благом для меня является смерть, то забери мою душу» (Муслим, Зикр, 10).

Предсмертное состояние и выход души из тела, очень тяжелы. Верующий знает, что все это от Аллаха, и проявляет терпение. Если человек будет терпеть эти муки и тяготы, то его грехи будут стерты, и его терпение станет искуплением за них. 

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle