Можно ли давать взятку?
Вопрос: Всевышний Аллах проклял взяточника и взяткодателя. Но в некоторых учреждениях, если человек не даст взятку, не будут даже рассматривать его документы и будут всячески препятствовать решению его вопроса. Что же делать?
Ответ: Проклятье Всевышнего Аллаха в равной мере ложится как на дающего взятку, так и на берущего ее. Создатель говорит в Благородном Коране: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех.» (2:188) Аят разъясняет греховность подкупа, описывая его как незаконное поедание общественного имущества, так как от имущества, передаваемого от одного члена общества другому, зависит благосостояние других его членов. И ситуация, когда имущество дано или получено незаконным путем, лишает остальных членов общества их права получить пользу от данного имущества. Затем аят описывает результаты подкупа как то, что приводит к несправедливости, которая обрушивается на часть людей.И это те, чьи интересы были попраны купленным судьей в пользу взяткодателя.
Так можно ли допустить взяточничество, если по каким-либо причинам атмосфера работы и службы оказалась заражена взятками, и человек редко когда достигает успехов в своих делах, не дав «подарка» для их достижения?
Логика человека, задающего такой вопрос в силу берущих над ним верх обстоятельств, подобна логике сдавшегося, который хочет подстроится под них, даже зная о том, что это незаконно, и понимая какой вред это принесет. Это логика эгоиста, который хочет добиться желаемого путем взятки, тем более если у него есть возможность ее дать, даже если тем самым будет нанесен вред другим – тем, кто не может заплатить, и поэтому их вопрос будет рассмотрен в последнюю очередь или не рассмотрен вовсе. Это логика того, кто не стремится к такому человеческому качеству, как забота о тех, кто его окружает, в той мере, в какой он стремится к деньгам и силе. Это логика неверующего в высшие ценности и неверующего в религиозные принципы, олицетворяющие эти ценности, которые служат на благо общества.
И эти принципы требуют, в том числе, борьбу с порицаемым, в какой бы форме оно не было. И требуют от верующего, в первую очередь, чтобы он делом боролся с порицаемым, если может. А если не может бороться делом, то пусть борется словами, и это более низкая степень противодействия. Пусть критикует порицаемое, ставит в известность о нем людей, обладающих властью в этом вопросе. Если же верующий не может бороться словами, то пусть прибегает с самой низкой степени противодействия – это борьба сердцем, что значит не чувствовать довольства порицаемым и теми, кто его совершает, избегать таких людей. Эти три степени борьбы с порицаемым не оставляют места для следования ему.
Конечно, тот, кто борется с порицаемым, будет встречать трудности, неприятности и притеснение. Но одним из результатов веры и ее проявлений является принятие верующим трудностей на прямом пути и его терпение, являющееся частью веры, которая спасет и облегчит его положение в конечном счете.
В итоге возможны два варианта: либо дать взяточничеству, этому пороку и опаснейшей болезни общества, распространяться и управлять взаимоотношениями между людьми, либо бороться с ним. И на пути его искоренения встречать трудности и стойко преодолевать их.
Islam-today