Может ли Иблис успеть покаяться?
Всевышний Аллах сказал в аяте Священного Корана:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура аз Зарият, аят- 56).
Как следует из аята главной целью человека и джинна является вера во Всевышнего Аллаха и поклонение Ему. Однако далеко не все люди и джинны признают власть Всевышнего Творца, и не все готовы следовать его повелениям. Таким образом, и люди, и джинны делятся на верующих и неверующих. Иблис будучи джинном относиться как раз ко второй категории.
Он не смог пройти свое испытание, когда был создан первый человек Адам (мир Ему) и проявил непокорность, отказавшись совершить сажда, как было велено Творцом.
Тогда Иблис, имя которого изначально было Азазиль, попросил у Аллаха отсрочки до Судного дня и пообещал сбивать людей с пути истины, где верными Всевышнему Аллаху останутся лишь искренне верующие. Это было его собственное осознанное и добровольное желание. С тех пор Иблис, будучи врагом человеческого рода, подталкивает людей к совершению греха и пытается сбить их с пути веры, увеличивая, тем самым свои грехи. Ибо как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) «Ставший причиной, подобен совершившему».
Но если любой грешный раб Всевышнего имеет хоть какое-то стремление раскаяния, то Иблис утратил эту способность по собственной воле.
По пяти нижеследующим причинам Иблис оказался претерпевшим убыток и навредившим самому себе:
· Он не признал своего греха, то есть своей ошибки.
· Он не раскаялся в содеянном.
· Он не порицал свой нафс, подтолкнувший его к совершению греха и не испытывал переживаний по этому поводу.
· Он не попытался совершить покаяние.
· Он потерял надежду на Божественную милость Всевышнего. (Ибни Халжар, Мунаббихат, 73).
По этим причинам шайтан утратил способность в раскаянии содеянных им грехов, что по сути было бы противоречием его природе. Ведь он сам добровольно выбрал путь злодеяний и греха до самого Судного дня.
Islam-Today