"Лучшие из вас те, кто не имел детей..." Что значит этот хадис?
Вопрос: Где-то читал, что «Во время, приближающееся к концу света самые лучшие из вас те, кто не имел детей»… Есть ли такой хадис и если да, то насколько он достоверен?
Ответ: Ребенок – это тоже милость Аллаха. Иметь возможность «быть хозяином» этой милости это огромная награда, так же имеющая и трудности. Аллах, посредством некоторых вещей, определенным людям создает испытания. Наша же обязанность не жаловаться на неимение чего-либо, а восхвалять Всевышнего за данное нам во владение. Поскольку Аллах Справедливый и всё вершит по Своей мудрости.
«Мудрость небес и земли – мудрость Всевышнего. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает – мужского. Или же Он сочетает потомство женского и мужского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий (Аш-шурa, 42/49-50).
В вышеприведенном аяте показывается, что бесплодие может быть не только у женщин, но и у мужчин, и в обоих случаях это означает, что всё так, как создал Всевышний. Супруги, не имея возможности иметь детей, не будут спрошены за это, т.к. это происходит не по их воле. Ни женщина, ни мужчина не ответственны за это.
Некоторые ошибочные мнения нашего общества могут найти объяснение в вышеприведенном аяте. Есть хадисы и объяснение ученых-богословов в опровержение тех негативных ложных риваятов, относительно тех, кто не имеет возможности иметь детей. (См. З. Аль-Ираки, Тахриджи Ахадиси’ль-Ихья, - II/26-27).
Но с другой стороны, то, что на самом деле может понести в себе же благо, в этом мире приносит и огорчения.
Хадис «Во время, приближающееся к концу света самые лучшие из вас те, кто не имел детей» есть. Имеющееся в хадисе слово «хафифу’ль-хаз», также прослеживается в хадис-шарифах о конце света.
Это толкование применимо для людей, которым в День Суда легко будет давать отчёт. Однако этот хадис помечается как слабый хадис. Просматривающее в хадисе слово «хафифу’ль-хаз» относится к тем, у кого мало детей и мало имущества.
В других же риваятах говорится, что наоборот поощряется быть в достатке и иметь много детей. С этой позиции не будет правильным быть причиной уменьшения населения. Просто вся сложность воспитывания и содержания детей в наше нынешнее время была уже известна тогда.
Неженатые и незамужние, либо семейные пары, не имеющие детей, судя по таким и подобным хадисам, могут надеятся на более облегченный ответ в Судный день. Но семьи, где дети воспитывались наилучшим образом, получали религиозные знания и отличное образование так же могу входить в данную категорию.
Таким образом, нужно давать адекватную оценку каждому риваяту и поступать в соответствии с ним. Обдуманное и благое решение всегда влечет за собой награду.
Islam-Today