Как религия решает проблему незнания человеком того, что в исламе есть целая система правил, касаемая одежды ?
Ответ: С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Для человека, недавно ставшего мусульманином, который только-только соприкасается с культурой Ислама, неграмотность, без сомнения, является оправданием[1].
Если же коснуться того, кто родился и вырос в мусульманской семье, в мусульманском обществе, то ряд ученых считает, что неграмотность, то есть незнание, не считается оправданием. Другой ряд ученых, куда входит и Газали, за основу принимает обобщенную веру и говорит о том, что каждый, кто говорит, что «все, сказанное Мухаммадом (мир ему!) является правдивым, правильным», даже если детально не знает посланное Им, является мусульманином. И вправду, такого рода знание необходимо для обучения религиозным основам. Но неправильно отождествлять религию с чем-то плохим, заранее не изучив ее [2].
Есть еще один момент, которого мы должны коснуться в рамках данной темы: некоторые люди отвергают фиксированные религиозные нормы, такие как, к примеру, закутывание в одежду, они говорят, что «в исламе подобных правил нет», «как жаль, что вы не знаете!», − и тому подобные утверждения овладевают ими, и как бы вы ни разъясняли им, что есть истина, какие бы доказательства ни приводили, они все равно не примут этого. Когда же вы спросите их: «Вы мусульмане? Вы признаете Коран как слово Аллаха и принимаете ли Книгу ислама?», − то они вам ответят так: «Альхамдулиллях, я мусульманин, я принимаю Коран как слово Аллаха и как Книгу ислама…»
Что мы можем сказать вот о таких людях?
Всемогущий Аллах в Великом Коране так приказал роду Мусы (мир ему!): «Когда наши знамения были наглядно показаны им, они сказали: «Это – очевидное колдовство». «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!»[3].
В свете этих аятов мы можем сказать, что некоторые из людей ради временной выгоды, низменных желаний, чувственных удовольствий отвергают истину, даже если и знают ее. Это означает, что знать – это одно, а верить – совершенно другое. Нет больше выхода, кроме как пожелать встать на путь истинный тому, кто знает, иными словами, тому, кому хоть и было ниспослано знание, но кто продолжает отрицать его и не верит.
[1] Имам Газали, «Аль-Иктисад фи’ль-итикад», 252-253.
[2] Алиййу’ль-Кари, «Шахр-и Эмаили», 33-34.
[3] Сура «Ан-Намль»: 13-14.
Islam-Today