"Где был Аллах до сотворения небес и земли?"
Вопрос.
Ассаляму алейкум! Один проповедник псевдосалафизма сказал, что до создания мира Аллах якобы находился в облаках, и это означает, что до этого мира были другие творения. Правда ли это?
Ответ.
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баркатух!
Речь идет о хадисе, который привели имамы Абу Дауд, Ахмад ибн Ханбаль, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Абу Асым в «ас-Сунна», ат-Табари в тафсире и в «ат-Тарих», Ибн Хиббан, ат-Табарани в «аль-Кабир», аль-Байхакы в «аль-Асма ва ас-сыфат» от Хаммада ибн Салямы, а он от Яʼля ибн Ата, а он от Вакиʼа ибн Худуса, а он от Абу Разина аль-Укайли, который спросил Пророка ﷺ:
يا رسول الله أين كان ربنا قبل أن يخلق خلقه قال كان في عماء ما تحته هواء وما فوقه هواء وخلق عرشه على الماء
«О, Посланник Аллаха! Где был наш Господь до того, как создал небеса и землю?» Пророк ответил: «Он был в облаках (или в тучах). Сверху его воздух и снизу воздух. Затем Он создал Арш на воде».
До того, как рассматривать содержание хадиса, нужно сначала узнать, является ли он принимаемым учеными, то есть может ли он в принципе быть доводом. Наше – ахлю-сунна – вероучение основано на аятах и достоверных хадисах, и наши ученые не принимают в качестве доводов в акыду слабые и вымышленные хадисы.
Имам Бадруддин Ибн Джамаʼа поместил этот хадис в раздел слабых и вымышленных в своей книге «Идах ад-далиль фи катʼи худжадж ахли ат-таʼтыль» (с. 251, издание аль-Гавиджи, Дамаск, 2005).
Имам аль-Байхакы пишет про этот хадис: «От Вакиʼа ибн Худуса не передает никто, кроме Яʼля» («Аль-Асма ва ас-сыфат», с. 251, издание аль-Каусари, Каир, 1999).
Имам Ибн аль-Джаузи пишет: «От Вакиʼа не передает этот хадис никто, кроме Яʼля» («Дафʼ шубах ат-ташибих», с. 189, дар аль-имам ар-Раввас, Бейрут, 4-е изд., 2007).
Про Вакиʼа – неизвестный передатчик, одни ученые называют его «Вакиʼ ибн Худус», другие – «Ибн ʼУдус».
Ибн Хаджар аль-Аскаляни передает про него слова мухаддисов: «Ибн Кутейба сказал о нем: «Он неизвестен». И Ибн Абу аль-Каттан сказал: «Его состояние неизвестно»» («Тахзиб ат-Тахзиб», 11/115).
Ибн Джамаʼа сказал про него и про Яʼля: «Они оба неизвестные передатчики» («Идах ад-далиль», с. 252).
Современный ученый шейх Саляхуддин аль-Идлиби, проанализировав все, что известно про передатчиков хадиса, пришел к выводу: «Этот хадис – слабый» («Бидаʼ аль-иʼтикад», с. 52, дар ан-Нур аль-мубин, 2015).
Редактор книги «Дафʼ шубах ат-ташбих» хорошо сказал про этот хадис: «Из хадиса такой силы не взяли бы решение даже в разделе омовения, что уж говорить про акыду!» («Дафʼ шубах ат-ташибих», с. 190).
Шейх аль-Идлиби пишет: «Смысл этого хадиса неверный. Поистине, был Аллах и не было ничего, кроме Него, как говорится в достоверном хадисе. И запрещено опираться на отвергаемые хадисы в вопросах атрибутов Аллаха» («Бидаʼ аль-иʼтикад», с. 52).
Имеется в виду, что хадис о том, что до этого мира существовало наряду со Всевышним Аллахом еще какое-либо творение, противоречит абсолютно достоверному хадису: «Существовал Аллах, и не существовало ничего, кроме Него».
В другой версии: «Не существовало ничего до Него».
В третьей версии (не в сборнике хадисов Бухари): «Не существовало ничего вместе с Ним» («Сахих» Бухари, № 3020. «Фатх аль-Бари», т.7, с. 483-484).
Таким образом, хадис, который вам привели, не может служить доводом в вероучении, поскольку он слабый и отвергаемый как со стороны его передатчиков, так и со стороны содержания.
И Аллах знает лучше.
⠀⠀⠀
С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин