Что такое «садждату-с сахв»? Когда и как это выполняется?
«Сахв» означает ошибаться в чем-то, оставлять это по незнанию. «Садждату-с сахв» это земные поклоны, которые нужно совершать в конце намаза, если человек, забывшись, совершит один из рукнов намаза позже или оставит или совершит позже один из ваджибов намаза. Эти земные поклоны введены шариатом, чтобы человек мог компенсировать погрешности, совершенные по забывчивости во время намаза, выполнением этих поклонов в конце намаза.
Порядок выполнения: Если человек забывает выполнить один из рукнов намаза, совершает позже, чем нужно, или забывает один из ваджибов намаза, то после прочтения тахията в последнем сидении человек отдает приветствие в две стороны, после чего говорит «Аллаху акбар» и совершает земной поклон, где три раза произносит «Субхана раббийу-ль а’ля», после чего, произнеся «Аллаху акбар», садится, и, посидев некоторое время, вновь говорит «Аллаху акбар», совершает земной поклон и опять три раза произносит «Субхана раббийу-ль а’ля», потом говорит «Аллаху акбар» и возвращается в сидчее положение. Далее он читает молитвы «Тахият», «Салли-Барик» и «Раббана», после чего отдает приветствие сначала в правую сторону, а потом и в левую.
Более одобрительным и осмотрительным считается совершение «садждату-с сахв» после приветствия лишь в одну сторону. Поэтому ученые посчитали нужным в намазах, совершаемых коллективно, выполнять «садждату-с сахв» после приветствия лишь в правую сторону, чтобы не дать людям возможность подумать, что молитва окончена, и по ошибке разойтись.
Совершение «садждату-с сахв» является ваджибом. Потому что человек, оставивший эти земные поклоны, будет считаться грешником, но его намаз нельзя назвать непринятым. Ведь «садждату-с сахв» это восполнение чего-то упущенного. А восполнение чего-либо может быть лишь ваджибом. Выполнение «садждату-с сахв» избавит человека от греха за невыполнения ваджибов, как, например приветствие или ташаххуд. Но это не компенсирует невыполнение одного из рукнов, как, например, поясного поклона.
«Садждату-с сахв» это ваджиб для имама и для того, кто совершает намаз в одиночку. Если человек, совершающий намаз за имамом, то для него совершение «садждату-с сахв» не будет ваджибом. Если имама ошибся, то для людей, молящихся за ним, является ваджибом следование за ним. Если человек был «мудриком» (следовал за имамом в намазе от начала до конца) или «масбуком» (присоединился к намазу за имамом со второго или одного из следующих ракаатов), то ему нужно будет вместе с имамом совершить «садждату-с сахв». Если имам не совершит «садждату-с сахв», то это обязанность будет снята и с людей. Потому что община в намазе должна следовать за имамом. Однако «масбук» следует за имамом лишь в земном поклоне, но не в приветствии.
«Садждату-с сахв» является ваджибом лишь в тех случаях и в то время, когда совершение намаза еще удобно. Например, если после того, как человек отдаст приветствие, совершая утренний намаз, взойдет солнце, или, после приветствия в послеполуденном намазе, солнце полностью покраснеет, то в таких ситуациях с человека снимается обязанность выполнения «садждату-с сахв».
Так как в пятничных и праздничных намазах участвуют большое количество людей, то, чтобы избежать недоразумений, в них считается лучшим решением оставлять «садждату-с сахв». Если кто-либо ошибется, выполняя «садждату-с сахв», то ему не нужно будет совершать его еще раз.
Обязательность «садждату-с сахв» опирается на следующий хадис, переданный Ибн Масудом (да будет доволен им Аллах!): «Если кто-либо из вас станет сомневаться по поводу чего-либо, совершенного в намазе, то пусть выяснит истину, закончит намаз, отдаст приветствие и совершит «садждату-с сахв», то есть еще два земных поклона из-за того, что допустил ошибку». Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах!) рассказывает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-либо из вас начнет сомневаться в том, совершил ли он три или четыре ракааата в намазе, то пусть отбросит сомнения и закончит намаз, опираясь на то, что он помнит точно. До приветствия пусть совершит два земных поклона. Если человек совершил пять ракаатов, то эти два поклона заступятся за него и его намаз. Если же он совершил нужное количество ракаатов, то эти два поклона станут причиной для отдаления шайтана от этого человека».
В каждом фарз, ваджиб и суннат-намазе есть такие фарзы, как кыям, кыраат, поясные и земные поклоны; ваджибы, как чтение фатихи, короткой суры и совершение всего по порядку; суннаты, как, например, молитвы «Салли-Барик» при сидении. Если внимательно относиться ко всему этому, то намаз будет совершен без недостатков.
Если в любом намазе человек специально или по ошибке забыл выполнять один из фарзов, то следует совершить этот намаз заново. Чтобы восполнить эту большую ошибку не хватит выполнения «садждату-с сахв».
Если человек умышленно оставил или поздно совершил один из ваджибов, то, так как это плохой поступок, не нужно выполнять «садждату-с сахв», а лучше совершить намаз заново. Если же человек оставил или совершил ваджиб поздно по забывчивости, то нужно выполнить «садждату-с сахв». Так человек возместит свое упущение. Умышленное же оставление одного из суннатов не требует совершения «садждату-с сахв», но, такое умышленно оставление является ошибкой, может стать причиной того, что человек лишится награды и блага.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.