• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что такое кадар, каза и ирада?

Время чтения: 2 мин
2720

Вопрос:

— Что такое кадар, каза и ирада?

Ответ: 

Кадар, или предопределение — это изначальное и вечное знание Всевышнего Аллаха обо всех процессах и событиях, происходивших, происходящих и тех, что будут происходить в мироздании.

Сущность всех событий и процессов заранее предопределена Всевышним Творцом именно в том виде, в котором они происходят, происходили или будут происходить.

Предопределение Всевышнего записано в Лавхуль-махфуз, то есть в  Хранимой скрижали, о чем свидетельствуют аяты Благородного Корана и хадисы посланника Аллаха ﷺ.

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (аль-Камар, 49).

«Веление Аллаха является решением предопределенным» (аль-Ахзаб, 38).

Так по преданию от Абдуллаха ибн Амр ибн аль-'Асса (да будет им доволен Аллах) посланника Аллаха ﷺ сказал однажды следующее: «За пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли Аллах записал в Хранимой скрижали судьбу всех сотворенных существ».

Предопределение неразрывно связано с такими атрибутами как «’ильм», то есть Знание Всевышнего и «ирада», то есть Воля Всевышнего Аллаха.

Када — это претворение в жизнь заранее предопределённого Аллахом события в тот момент, в который это событие должно произойти.

Соответственно кадар, или говоря иначе предопределение, является проявлением ирада, то есть воли Всевышнего в соответствии с Его знанием. Када же является проявлением кудрата Всевышнего, то есть Могущества.

К примеру, изначально предопределено, когда человек родится и когда он умрет. Это как раз то, что мы называем кадар.

Появление этого человека на свет в предписанный Всевышним срок, и момент его смерти, предопределённый Творцом – это уже када.

Как сказал однажды известный исламский ученый Ибнуль-Асир: «Каза и кадар – это два нераздельных понятия. Ибо одно из них, кадар, представляет собой фундамент, а другое воздвигнутое на нем здание. И если кто-то попытается их разделить, значит, он намерен разрушить это строение».

Милостивый Аллах даровал человеку разум и волю, с помощью которых он может осознанно совершать поступки, за которые он несет ответственность перед Творцом. Создатель наделил человека определенными способностями, но при этом даровал право выбора.

К примеру, человек обладает даром речи, однако говорить ему благое, или же использовать этот дар ради распространения сплетен, раздора и лжи выбирает каждый сам.

Или же, как например человек наделен способностью кушать. Однако употреблять в пищу дозволенную Творцом еду, или же есть все подряд, без разбора – это осознанный выбор самого человека, за которую он несет ответственность сам.

Амир Исламов

Все фото: elements.envato.com

Социальные комментарии Cackle