Что значит хадис "Весь мир - это один час"?
Вопрос: У меня есть два вопроса, относительно времени, не могли бы вы на них ответить?
- Что происходит с прошедшим временем, куда оно уходит, просто исчезает прочь?
- Является ли фраза: «Весь мир – это один час» хадисом? Если да, то какой у него смысл?
Ответ:
Ответить на вопрос о том, что представляет собой время, пытались многие мыслители разных эпох. Но однозначного мнения на этот счет так и не сложилось. Время настолько многолико и интересно, что до сих пор ведутся дискуссии по поводу его сущности. Рассмотрим понятие «время» с точки зрения Ислама…
1. Начнем с того, что время – это некая субстанция, то есть оно тоже было создано. Как известно, ничего из созданного не может быть полностью уничтожено.
В аяте из Священного Корана: «Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен?» (Сура «Человек», 76/1) употребляется слово «время».
Под словом «дахр» (время) подразумевается промежуток времени с момента возникновения мира вплоть до наступления Судного Дня. «Дахр» используют для обозначения большого отрезка времени, включающий в себе многие временные промежутки. Также это выражение употребляется для обозначения неопределенного времени. Однако, например, к таким понятиям, как: «один час», «один день», «один месяц» понятие «дарх» не применимо.
2. Есть хадис Пророка (мир ему и довольство Всевышнего), который гласит: «Вся Земля – это всего лишь час; и даже его ты проведи в поклонении Всевышнему». («Руху’ль-Байан Тафсири»)
«…В соответствием Аллаха вы пробыли там до Дня воскресения. Это и есть День воскресения, но вы не знали этого», «В тот день беззаконникам не принесут пользы их извинения (или оправдания), и от них не потребуют покаяния» (Сура «Римляне», 30/56-57).
Главная мысль этого аята в том, что мы понимаем время несколько иначе, чем оно есть на самом деле. Аллах создал весь мир и затем сотворил человека. Мы думаем, что с момента сотворения земли прошло много времени, но на самом деле, это всего лишь миг по сравнению с жизнью в вечности. О чем свидетельствует и аят из Благородного Корана: «В тот день, когда они увидят то, что им обещано, им покажется, что они пробыли на земле всего лишь час дня» (Сура «Барханы», 46/35).
Можно выделить следующие основные мысли приведенного аята:
1. Жизнь на Земле очень коротка, но тем не менее, ее нужно посвятить богослужению.
2. Жизнь на Земле подобна одному часу; Это словно один миг, который человек проводит в Земной обители. Поэтому жизнь нужно оценивать правильным образом и правильно расставлять приоритеты.
3. Нельзя поддаваться шайтану, который обманывает нас тем, что мирская жизнь длинная и времени ещё предостаточно. Неизвестно, какой срок отведен за этой Земле каждому из нас. Вот почему важно усердствовать в поклонении, а не пренебрегать им.
Все создано Аллахом и продолжает свое существование благодаря Его воле и могуществу. Так же и каждый миг нашего времени, создан и продолжает создаваться Им.
Все, что приходит в мир бытия, не уничтожается полностью. Отбывшее время перетекает из нынешнего в мир вечности. Предположим, что какой-то предмет может изменить форму, однако это вовсе не означает его исчезновение. По законам Всевышнего, сотворенное не исчезает полностью, а отправляется в «алями-ахырат» в «мир вечности». Например, если сжечь лист бумаги он превратится в пепел, потеряв изначальную форму, но при этом он не перестал существовать. Так и со временем, перешедшим из настоящего в прошлое.
Islam-today