Что может быть важнее итикафа?
Итикаф – это уединение для совершения поклонения в мечети, в которой проводится пятикратный намаз (для женщин же таким местом является комната, выделенная для поклонения в их собственном доме).
Итикаф бывает трех видов:
1. Ваджиб: итикаф, являющийся обетом, а также возмещением нарушенного итикафа.
2. Сунна-муаккада: итикаф в последние десять дней месяца Рамадан.
3. Мустахаб: итикаф, совершаемый помимо вышеперечисленных случаев (итикафом может быть даже кратковременное пребывание в мечети с целью совершения поклонения).
Намерение:
«Навайтуль-и'тикяфа лилляхи та'аля» (Я намерился совершить итикаф ради Всевышнего Аллаха).
Уединение, отрешение от земных благ – итикаф
В словаре слово «итикаф» означает заключить себя в некое место и находиться там, терпеливо ожидая, второе его значение – занимать настойчивую позицию по отношению к чему-то или кому-то, материальному или духовному, негативному или позитивному.
Как религиозный термин итикаф означает проживание в течение какого-то определенного времени в мечети с целью приближения к Аллаху и несения службы во имя Аллаха. Поскольку не существует никаких оговорок по поводу времени, даже один час, проведенный таким образом, может считаться уединением – итикафом. Он называется итикаф-нафиля.
Сказано в Коране:
وَلاَ تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ
«…И не соединяйтесь с женами в те ночи, когда вы пребываете в мечетях…» (Аль-Бакара, 187).
Этот аят, однако, свидетельствует о том, что при уединении и отрешении от благ земных – итикафе – обязательным условием его является воздержание от пищи, и потому срок его должен быть не менее одного дня. Это и есть основной, прописанный шариатом, итикаф.
Итикаф осуществляется путем проживания в мечети, чаще всего в месяце Рамадан. Уединение и отрешение от благ земных, таким образом, проходит в мечети в воздержании от пищи днем и в богослужениях, упоминаниях имен Аллаха, зикре, ночью, что служит концентрации внимания раба божьего на служении Аллаху.
Итикаф, совершаемый в последние 10 дней месяца Рамадан, является сунной, которую наш Пророк ﷺ выполнял постоянно – суннат Муаккада. Когда эта сунна осуществляется в каком-то месте, ответственность за нее у других мусульман исчезает. Кроме того, итикаф, совершаемый с целью служения Богу, помимо итикафа в месяце Рамадан, считается благочестивым делом.
Во время совершения итикафа следует прилагать старание к тому, чтобы не выходить за пределы мечети ни по каким причинам, за исключением вынужденных потребностей типа ритуального омовения (перед молитвой), необходимости сходить по нужде.
Супруги нашего Пророка ﷺ уединялись с целью совершения итикафа в своих комнатах, ибо наш Учитель ﷺ велел разобрать шатры, построенные для их уединения в мечети. Поэтому стали считать более подходящим и удобным, если мусульманки будут уединяться не в мечетях, а у себя дома в определенном месте для совершения богослужений.
Высокочтимая Айша (р.а.) рассказывает следующее: «Когда наступали последние 10 дней месяца Рамадан, Посланник Аллаха ﷺ прерывал связь со своими женами, совершал всенощную молитву и полностью отдавался богослужению» (Бухари «Фадлю Ляйлятуль-Кадр, 5; Муслим «Итикаф», 7).
Согласно словам Матери правоверных Айши (р.а.), Посланник Аллаха ﷺ до самой своей смерти в последние 10 дней месяца Рамадан совершал итикаф, отрешаясь от всего земного. В год своей кончины Он совершил итикаф, находясь в уединении 20 дней. Его супруги претворяли в жизнь эту сунну и после Его смерти.
Следующее событие, наряду с тем, что сообщает нам о большом значении итикафа, о его добродетели, с другой стороны, говорит о необходимости не пренебрегать нашими индивидуальными и общественными обязанностями.
«Однажды, когда Ибн Аббас (р.а.) находился в Мечети Пророка ﷺ, совершая итикаф, к нему подошел кто-то и, поздоровавшись, сел рядом. Ибн Аббас сказал ему:
– Братец, ты что-то печальный и утомленный!
Человек ответил:
– Да, о сын дяди Посланника Аллаха! Я полон печали, ибо на мне лежит бремя долга за мое освобождение от рабства неким человеком, а мне, клянусь Аллахом, никак не удается его выплатить.
Ибн Аббас (р.а.) сказал:
– Хочешь, я поговорю с ним о тебе?
Бедняга ответил:
– Тебе виднее.
Ибн 'Аббас (р.а.), взяв свою обувь, вышел из мечети. Человек крикнул ему вслед:
– Разве ты забыл, что находишься в мечети, совершая итикаф?
Ибн Аббас же, со слезами на глазах отвечал ему:
– Нет! От того, Кто лежит в этой гробнице, Кто ушел совсем недавно от нас, я слышал следующие слова: Если кто-либо, оказавшись полезным для своего брата по вере в каком-нибудь деле, уладит его, то это будет добродетельнее, чем 10 лет затворничества, уединения и отказа от благ земных. Если какой-либо человек совершит в течение одного дня итикаф во имя и для одобрения Аллаха, тогда Всевышний Аллах создаст между ним и пламенем 3 рва, ширина каждого из которых равна расстоянию между востоком и западом».
Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин