Нафс и душа - это одно и то же?
Вопрос:
Являются ли в Священом Коране душа и нафс отдельными понятиями?
Ответ:
В Священом Коране слово «нафс» имеет два значения. Слово «нафс» используется для различных обозначений. Это слово можно перевести как «свое внутреннее ‘Я’» или «душа». Нафс - это сущность человека, больше связанная с его биологическими потребностями, разного рода прихотями и желаниями.
Поскольку в Священном Коране в отношении нафса упоминается несколько определений, существует и несколько их видов.
Душа - это отдельное творение Всевышнего Аллаха, наделенная другими свойствами и качествами. Душа - истинная сущность каждого живого существа. Понятие «рух» или «душа» в Исламе очень отличается от других понятий.
На самом деле нет каких-либо разногласий в том, что сущность души и нафса являются какими-то отдельными составляющими. Примером этого являются слова Всевышнего Аллаха в Коране:
«Если кто-то будет спорить с тобой [Мухаммад] о нем [о Исе] после того знания [твоей осведомленности из ниспосланных тебе строк Корана], что ты получил, то скажи им: «… «Давайте призовем наших сыновей и ваших, наших женщин и ваших, нас самих и вас самих…». (Сура «Аль-Имран», 3/61)
Здесь, для обозначения слов «ленфусана - мы сами» и «ленфусекум - вы сами» употреблены слова, образованные от слова «нафс».
Существует аяты где Аллах употребляет это слово во множественном числе для того, чтобы обратиться к людям и джиннам, а также для обозначения человеческой души. В последующем аяты Корана, где слово нафс иногда употребляется в значении духа, стало широко использоваться для обозначения души в поэзии.
Но наряду с этим в Священном Коране иногда слово «нафс» встречается и в значении «душа». Слово нафс в Коране часто используется для обозначения самих различных сущностей. Иногда оно также используется в значении «душа» и даже в значении «сердце».
Следовательно, нафс и душа это два разных понятия.
Islam-today