За какие дела Аллах вознаграждает больше всего?
Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
"Иман состоит из более семидесяти ответвлений. Самая высшая степень – это утверждение “Ля иляха иллаллах”, а самая низшая степень – убрать с дороги предметы, которые мешают проходящим. Стыдливость есть одно из ответвлений имана". (Муслим)
В этом хадисе упомянуто всего 3 признака истинной веры мусульманина, хотя, по разным источникам, их гораздо больше. Но даже этих трех признаков для мусульманина должно быть достаточно, чтобы понять, что иман – это не только «вера в сердце», а также не просто религиозная система, которую можно принять. Это целый комплекс ценностей и нравственных установок, которые необходимо ежедневно практиковать всем мусульманам.
Кроме того, ветви имана включают в себя различные уровни деяний. У каждого из них разные приоритеты и важность. Поэтому сподвижники Пророка (мир ему) часто задавали ему вопрос: «Какой из поступков более любим Аллахом?»
Пророк (мир ему) давал на этот вопрос конкретные ответы, которые иногда отличаются в зависимости от того, кому и когда отвечал Посланник Аллаха (мир ему).
Нам, как мусульманам, крайне важно уметь ответить правильно на следующие вопросы: Какой поступок является самым важным для мусульман? Какие дела более любимы Аллахом? За какие дела Аллах вознаграждает больше всего?
Однако, на эти вопросы нет и не может быть четких ответов. Тем не менее, в этой статье читатель найдет для себя необходимые знания, которые помогут лично ему найти на эти вопросы свои собственные ответы.
Духовные поступки
Вера в сердце, бесспорно, важна, но и сопровождающие ее поступки не менее важны для мусульманина. Тем не менее, действия, которые совершаются в сердце, имеют больший приоритет и им необходимо уделять больше внимания.
Вера в Аллаха начинается с сердца, вероисповедание является основой всех поступков мусульманина. Пророк (мир ему) на этот счет сказал следующее: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком этим является сердце». (Бухари)
Также он сказал: «Аллах не смотрит на вашу внешность и имущество, но смотрит на ваши сердца и дела» (Муслим)
Всевышний Аллах сказал: «Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (Сура аль-Бакара, аят 165)
Посланник Аллаха (мир ему) говорит о других признаках веры: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь» (Ибн Маджа)
Грех, за который шайтан был изгнан из Рая и лишен милости Аллаха – высокомерие. Худший поступок, который многие люди ежедневно совершают в своих сердцах – неверие в Аллаха.
Поэтому наше внимание должно быть сосредоточено больше на сердце, чем на теле. То, что находится в сердце, более важно, имеет больший приоритет и требует нашего большего внимания. Это то, что влияет на остальные части тела. Таким образом мы устанавливаем приоритет и, следовательно, предоставляем вам первый инструмент для расстановки своих собственных приоритетов.
Сущность поступков
Мы можем разделить действия (или даже части этих действий), которые мы совершаем, на две категории: те, которые связаны с формой, и те, которые связаны с сущностью.
Примером является внешний вид мусульманина. Мужчины отращивают бороду, следуя Сунне Пророка (мир ему). Это, действительно, выражение мусульманской идентичности. Однако суть мусульманской идентичности заключается не только во внешности.
По правде говоря, честность мусульманина или помощь нуждающимся - лучше отражает сущность Ислама. Женщины и мужчины обязаны одеваться так, чтобы это отражало их скромность. Тем не менее, скромность выходит далеко за рамки одежды.
Каждый мусульманин знает, что очень важно читать Коран правильно и надлежащим образом. Однако, вместе с тем особую важность составляет следование указаниям Корана. То есть, действовать по Корану важнее, чем просто его механическое чтение.
Мусульманин обязан совершать пятикратный намаз. Тем не менее, немаловажной составляющей является смирение в намазе, покорность и присутствие сердца. Воздержание от совершения грехов тоже является внутренней сутью намаза: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Сура аль-Анкабут, аят 45)
Воздержание от еды и питья - это то, что к чему обязывает пост, но воздержание от лжи и нецензурной лексики – это внутренняя сущность поста. А плодом успешного поста, на самом деле, является воздержание от всех видов грехов.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если человек не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья». (Бухари)
Пророк (мир ему) здесь обращает наше внимание на очень важный и очень высокий приоритет поступков, вернее на их суть.
Тем не менее, в наше время мы часто видим, что мусульмане, к сожалению, сосредотачиваются на внешней форме деяний, пренебрегая как внутренней сущностью этих деяний, так и даже более существенными деяниями.
Islam-today