• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Скажи мне «Кто я?»

Время чтения: 4 мин
3173

Сегодня религия постепенно выходит из так называемой консервации, состояния ущемления (стагнации) и предстает перед человеком во всём своём величии.

Однако, несмотря на столь стремительный процесс восстановления духовности, существует проблема, заключающаяся в неполноценном соблюдении заповедей религии, а именно в пренебрежении первостепенными обязанностями, предписанными Богом человеку.

Верующие недостаточно серьезно относятся к практической стороне ислама, представляющей собой фундамент религии.

Сохранение основ очень важно: вера человека будет находиться в шатком состоянии в случае пренебрежения ими, что, в свою очередь, негативно отразится на базовых ценностных ориентирах личности и окажет отрицательное влияние на все сферы его жизнедеятельности.

Как без прочного фундамента здание может дать трещину или разрушиться, так и без веры человек может морально разложиться и угаснуть.

Сегодня мусульманское общество условно классифицируется на «практикующих» и «не практикующих» верующих.

Под «практикующим» верующим понимается человек, принявший ислам, т.е. являющийся последователем религии, исполняющий первостепенные обязанности, возложенные на него Всевышним Аллахом: пятикратную молитву, пост в месяц Рамазан, выплату обязательной милостыни (закят) и посещение заповедной мечети в Мекке (хадж).

Понятие «непрактикующий» подразумевает человека, принявшего ислам, т.е. также являющегося последователем религии, но не исполняющего первостепенные обязанности, предписанные ею. Выражаясь по-другому, это верующий, пренебрегающий выполнением религиозных предписаний, что, согласно исламу, является греховным и влечёт наказание в Судный День.

Практическая сторона религии важна для сущности человека в целом, т.к. играет роль духовного насыщения и внутреннего умиротворения и, как следствие, пренебрежение ею ведет к разрушению целостности личности.

Для исправления данного обстоятельства и сохранения истинной веры необходимо выявить первопричины её возникновения и разобраться в тех вопросах, которые являются базовыми, имеют первостепенное значение в направлении сознания к правильному мировоззрению с точки зрения ислама и к полноценному осознанию ответственности перед Творцом за свои деяния.

На пути решения проблем, связанных с тенденцией разложения морально-этических норм и утратой общечеловеческих ценностей, следует затронуть жизненно важные вопросы, которые консолидирует в себе религия: Кто я? В чем смысл жизни? Какова главная цель в жизни? Что самое важное и ценное в жизни?

Вопрос первый - «Кто я?»

Каждый рано или поздно задумывается о своём начале, о своём происхождении (Откуда я? Кто я? Зачем я?). Постижение своей сущности, того, кто я есть, отвечает за упорядочивание жизненной позиции, за понимание того, что по-настоящему самое важное, за познание своей главной цели, т.е. изучение самого себя.

Исходя из этого, вытекает волнующий вопрос: «насколько правильно установлены жизненные ориентиры и расставлены приоритеты человека сегодня?».

Религия решает проблему, связанную с поиском самого себя, предоставляя истинные знания о том, что человек есть создание Творца. Непререкаемая истина, которую должен понять человек на пути самопознания, заключается в том, что он – «создание» (махлюк), не возникший сам по себе, а творение, и всё, что его окружает, – блага для поддержания его жизни, предоставленные ему его Творцом.

В Священном Коране говорится:

لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (Ат-Тин, 4).

Принятие данного положения, соглашение с ним и убежденность в его истинности создает некие регулирующие рамки, которые определенным образом влияют на поведение личности. Несогласие с божественностью этого мира, напротив, противостоит формированию непререкаемых постулатов.

Человеку необходимо помнить о том, что кроме всяческих статусов, которые он может иметь в течение своей жизни (сын, дочь, отец, мать, муж жена, статус в трудовой деятельности и т.д.), изначальный, вечный и главный статус – «раб Аллаха» (габдуллах).

Принятие себя в качестве творения Всевышнего заставляет задуматься о мироздании и скрупулезно разобраться в том, что такое жизнь. Не что другое, как истинное осознание своего положения (раба Творца) в этом мире, позволяет задуматься об обязательствах, которые имеют статус непререкаемых и первостепенных, и приводит к их исполнению в соответствующем качестве.

Речь идёт об обязательствах в отношении самого себя, направленных на собственное благополучие; об обязательствах в отношении окружающих: близких, родственников, соседей, знакомых и незнакомых; об обязательствах в отношении благ: здоровье, пропитание, воздух, вода, окружающий мир; наконец, об обязательствах в отношении создателя, исполнение которых выражает нашу веру, преданность и благодарность, играет основную роль в сохранении и совершенствовании общечеловеческих принципов.

Из данного положения можно определить следующую закономерность:

  • являясь рабом Всевышнего, Создателя мироздания, личность сохраняет свою общечеловеческую идентичность, направленную на благо этого мира и на постижение достойного положения в мире вечном.
  • являясь рабом чего-либо другого, например, богатства, чревоугодия, похоти, общественного статуса и т.д., общечеловеческие принципы и благородная мораль, направленные на сохранение человечности, утрачивают силу и подвергаются искажению.

Продолжение следует...

Рафик хазрат Юсупов, декан факультета Исламских наук КИУ

Социальные комментарии Cackle