Принцип жизни: я боюсь Аллаха!
Как много людей, которые умудряются усложнить себе жизнь, пытаясь сделать то, что выше их сил и возможностей. Все эти отчаянные старания направлены исключительно на мирское. Общаясь со знакомыми и справляясь об их делах, наверняка каждый слышал в ответ что-то в роде «Да вот, работаем на трёх работах, долги выплачиваем, сил уже нет! Так и живём, куда деваться?!»
Жизнь у современных людей действительно нелёгкая. Их представления о ней перегружены лишними стереотипами, и система её выстроена таким образом, чтобы человечество потребляло как можно больше. То есть современная модель жизни с её потребностями, по сути, создана искусственно. Сегодня принято считать, что успешный человек должен богато выглядеть, жить в современно отделанном доме или квартире, быть обладателем последних моделей гаджетов, обязательно иметь минимум один диплом и желательно владеть иномаркой.
Старшее поколение, имевшее несколько иные ценности, особо не переживает за свой имидж, но старается сделать всё, чтобы их дети ни в чём не нуждались. Учитывая критерии современной «нужды», как раз им и приходится работать на нескольких работах, ради того, чтобы дети их были в списке успешных людей.
Одна из таких знакомых женщин как-то при встрече тоже пожаловалась на нехватку времени из-за того, что вынуждена бежать с одной работы на другую. На вопрос, почему ей приходится так мучить себя, да ещё и при целом букете болезней, она ответила, что её дочь поступила в престижный вуз. Нужно его оплачивать. К тому же там в основном учатся дети состоятельных людей и необходимо соответствовать уровню. В связи с чем, оказывается, она даже взяла дополнительный кредит на покупку дорогого смартфона для юной студентки, чтобы с более простым её «не засмеяли».
Другая знакомая так же в своё время почему-то решила усложнить себе жизнь, отдав детей в дорогой, «особенный» лицей. В итоге, несмотря на то, что они закончили его на отлично, это существенно не пригодилось им в жизни: дочь вышла замуж и посвятила себя семье, а сын предпочёл связать свою работу с изготовлением мебели. Тем не менее кредиты выплачиваются до сих пор, здоровье преждевременно износилось, но работать ещё придётся долго…
Подобные печальные истории сегодня – естественное явление. Каждый начинает этот путь с намерением иметь достойную жизнь, которая в итоге превращается в откровенное адское существование. Всё потому, что человек отдалился от принципов божественной системы жизни. Всевышний ведь снял ответственность со своих рабов за то, что выше их возможностей, сказав:
«Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тягот Аллах создает облегчение» (Талак, 7).
Исходя из аята, возможности человека определяются не по его силам, как, например, возможности работать на нескольких работах, или по доступным методам, как, например, получение кредита для быстрого обретения желаемого. Господь установил критерии возможностей в границы дарованного и дозволенного Им. То есть, во-первых, методы должны быть из разрешённого Всевышним. Во-вторых, даже это не должно приносить ущерб духовности и поклонению.
В противном случае, Аллах продолжает:
«Сколько народов ослушались велений своего Господа и Его посланников! Мы представили им суровый счёт и подвергли их ужасным мучениям. Они вкусили пагубные последствия своих деяний, и исходом их деяний стал убыток. Аллах приготовил для них тяжкие мучения. Бойтесь же Аллаха, о обладающие разумом, которые уверовали. Аллах уже ниспослал вам напоминание – Посланника, который читает вам ясные аяты, чтобы вывести из мрака к свету тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Уверовавших и поступавших праведно Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!» (Талак, 8-11).
Людям следует помнить и о предопределении: каждый раб получит только то, что ему суждено. Если же он поспешит получить что-то через запретную дверь (харам), то сможет взять только из предопределённого. Не больше. А запретное обречено на убыток.
Известны случаи, когда человек, казалось бы, разбогател, отстроил дом всем на зависть, купил дорогое имущество. Но позже у него вдруг происходит какая-нибудь беда: пожар, хищение, иной серьёзный убыток, разом лишающий его приобретённого и оставляющий при этом в худшем положении, чем он был до своего богатства. Происходит это из-за смешения дозволенного имущества с запретной долей. Она уносит с собой даже дозволенное. Таково её скверное свойство. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Если в одежде мусульманина, стоимостью в десять дирхем, хотя бы один дирхем будет из приобретённого запретным путём (харам), то молитва в ней не будет принята!» (Ахмад).
Поспешность и ослушание Господа приводят человека к наказанию, тогда как он мог бы проявить качества набожных людей и получить свой удел по милости Аллаха и с Его благодатью (баракатом) – чувством нескончаемого изобилия и покоя.
Важно, подойдя к границам запретных возможностей, уметь останавливаться. Даже тогда, когда проблема кажется настолько большой, будто иного выхода для её решения нет. Сказать себе: «я боюсь Аллаха». Наставлять семью на смирение и терпение. Тогда Он оценит верность раба и даст ему желаемое таким образом, что человеку не придётся даже прикладывать больших усилий: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Своё дело. Он установил меру для каждой вещи» (Талак, 2-3). Кто же хочет увеличить милость Дарующего, пусть увеличит и свою благодарность Ему, начиная за имение малейшего здоровья: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. А если не будете благодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (Ибрахим, 7).
Шайтан отвлекает человека от поминания Аллаха, заводя его в пучину мирской суеты. Показывает ему важным совершенно ненужные вещи. Лишь Всевышний Творец по-настоящему оказывает милость своему рабу, наставляет, желая защитить его от козней дьявола:
«Поистине, Аллах никогда не поступает с людьми несправедливо. Это люди обходятся несправедливо сами с собой (ослушиваясь Господа и прислушиваясь к проклятому)» (Юнус, 44).
И единственным способом обретения счастья для человека, по-прежнему, является возврат к принципам Его заповедей. Иначе ничего не остаётся, кроме как проживать свои дни, жалуясь на нехватку времени, усталость и нескончаемые проблемы, решение которых неизбежно превратится в смысл всей жизни. И Аллах таких «...оставляет скитаться вслепую в их собственном беззаконии...» (Аль-Араф, 186).
Айна Замаева