Почему важно следовать сунне пророка Мухаммада ﷺ
В книге «аль-Баззазия» сказано: «Адаб – это внутреннее и внешнее состояние и действия. Сунна – это путь, указанный Пророком ﷺ, его поступки, решения и заключения».
В некоторых книгах сказано: «Те поступки, при совершении которых получают саваб, а при оставлении – упрек и осуждение, но не требуют наказания, называют Сунной».
Имам Хаберзаде говорил также. Как понятно из этих определений, сунной называют только те дела, которые совершал наш Пророк ﷺ. Такое же определение Сунны дается и в комментариях к книгам «Масабих» и «аль-Викая». Это слова и поступки нашего Пророка ﷺ.
Благое деяние, которое поможет обрести счастье в обоих мирах
Слово «хадис» используется относительно благословенных высказываний нашего Пророка ﷺ. На необходимость следования Сунне нашего Пророка ﷺуказано и в Коране, и в хадис-шарифах.
Самым ясным доводом на эту тему является этот аят:
«Но клянусь твоим Господом, они не станут верующими, пока не назначат тебя судьей в своих запутанных делах, не перестанут испытывать в душе несогласие с твоим решением и не подчинятся полностью» (Ан-Ниса, 65).
В другом аяте об этом же сказано:
«Принимайте, что дал вам Посланник, и избегайте того, что он запретил вам» (Аль-Хашр, 7).
Отсюда мы также понимаем, что следование Пророку ﷺ является обязательным (фарз) и необходимым. Представленные здесь аяты повелевают подчиняться ему. Неподчинение же запрещено.
Следование Пророку ﷺ означает действовать в полном соответствии с тем, что он нам проповедовал. В теории и на практике, в обязательных (фарз и ваджиб) и добровольных (суннат) видах поклонения мы должны действовать точно так же, как действовал он. Это называется фарзом ‘айн. Это значит, что если исполнение какого-то повеления является для каждого мусульманина обязательным, фарзом ‘айн, то в этом случае следование Пророку ﷺ также является для него фарзом ‘айн. А в случаях, являющихся ваджибом, и следование является ваджибом.
Следование в суннатах является сунной. Мусульманин должен опасаться оставлять сунну своего Пророка ﷺ. Неподчинение Пророку ﷺ означает отказ от блага ислама. Те, кто исполняют Сунну, находясь у себя дома, в своей стране, не должны оставлять Сунну по возможности даже в поездке. Кто исполняет суннаты в состоянии безопасности, тот должен исполнять их и в минуты опасности. Кто исполняет суннаты, когда он здоров, тот должен стараться не оставлять их и во время болезни. Вот касающиеся этой темы хадисы: «Кто следует не принесенному мной, а своим прихотям, те не уверовали по-настоящему».
«Кто оставит мою Сунну, тому мой шафа‘ат станет запретным».
Искреннее намерение – обязательное условие поклонения
В другом хадисе было сказано:
«Кто возрождает мою Сунну, тот любит меня. А любящие меня в Судный день будут вместе со мною в Раю».
«Каждому человеку, который защищает мою Сунну, Аллах дарует четыре особенности:
- В сердцах хороших людей появится любовь к нему.
- В сердцах плохих людей появится страх.
- Он будет наделен богатым уделом.
- Он будет тверд и крепок в вере».
В аяте же сказано:
«Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Тогда полюбит вас Аллах [и будет доволен вами] и простит вам ваши грехи» (Алю ‘Имран, 31).
Настоящие последователи Мухаммада ﷺ – это только его умма. Посланник Аллаха ﷺ призывал людей к поклонению Всевышнему Аллаху и к ахирату, советовал держаться подальше от преходящих удовольствий этого мира. Посвятившие себя Аллаху, отдалившиеся от бренного мира и подготовившие себя к будущей жизни в ахирате – это и есть те, кто следует по его пути.
«Ширатуль ислам. Ахляк и адабы ислама»