Какова главная цель в жизни с точки зрения мусульман?
Цель в жизни – важный фактор самосохранения. Она мотивирует человека к определенным достижениям, формирует мысль о своей значимости для окружающих и общества в целом. Решение задач для достижении цели задаёт некий тонус, позволяющий поддерживать жизнедеятельность индивида. Существование без неё губительно для личности, что находит своё отражение вначале на психологическом уровне, затем и на физиологическом.
Цель может быть поставлена как отдельным человеком, так и целой группой, общностью. В то же время можно выделить такие два ее вида, как цель, досягаемая в скоротечной перспективе, и цель, досягаемая в долгосрочной перспективе.
К понятию «скоротечная перспектива цели» относится все, что ограничивается материальным миром. Достижение скоротечной цели – факт явный, что может быть связано с успехами личностного развития, например, карьерный рост, спортивные рекорды и т.п., либо с удовлетворением любых других жизненных потребностей (удовлетворение одной из них, как правило, ведет к возникновению другой).
Что же касается долгосрочной перспективы цели, то здесь речь идёт о задачах более величественных, не ограничивающихся материальным миром и, соответственно, не имеющих явного результата в нём.
Главное стремление раба заключается в снискании довольства своего Создателя. Особенность этой цели заключается в том, что она, включая в себя страх и надежду, оставаясь актуальной и значимой, сохраняет интригу вплоть до полной утери всех средств материального мира.
Результатом же достижения цели выступает воздаяние рабу в соответствующем его делам качестве, воздаяние, основанное на довольстве или недовольстве Создателя Своим творением.
В Священном Коране сказано:
وَعَدَ اللَّهُ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَمَسَاكِنَ طَيِّبَةً فِي جَنَّاتِ عَدْنٍ وَرِضْوَانٌ مِنْ اللَّهِ أَكْبَرُذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние» (Ат-Тауба, 72).
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُوْلَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ(7)جَزَاؤُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ جَنَّاتُ عَدْنٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ذَلِكَ لِمَنْ خَشِيَ رَبَّهُ(8)
«Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из творений. Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа» (Аль-Баййина, 7-8).
Достижение довольства Аллаха есть величайшая цель, осуществление которой возможно только в случае совершения действий, согласующихся с руководством Всевышнего и не противоречащих Ему. Действия, имеющие как прямое отношение к Господу в форме исполнения человеком предписанного, так и косвенное, возникающее посредством пользования благами этого мира.
Уровень духовности, её сохранение, а также работа над её совершенствованием – это важная задача, решать которую необходимо на постоянной основе. Человеку, имеющему как телесное, так и духовное происхождение, необходимо помнить о том, кем он является, над чем ему следует работать, дабы уберечься от дурного, сохранить себя, свою честь и высокие нравы.
Рафик хазрат Юсупов, декан факультета Исламских наук КИУ