«Четверо имамов, все четверо – уважаемы, ведают они об Аллахе и Мустафе»
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 7. Во хвалу Хасана1 и Хусейна2, повелителей правоверных (амирайн ал-му`минин) (да будет доволен ими Аллах!)
Свет очей Мустафы,
Те двое убиенных в долине Кербела!
Множество мук и страданий от притеснителей
Видели и претерпели они в [этом] мире.
Первый погиб от яда, не имевшего противоядия,
Отправился к Аллаху влюбленным и устремленным [к Нему].
Второй стал жертвой любви к Истинному (Хак),
Хотя и потерял [он] тело, но всецело душой стал.
Освободились они от этого непостоянного мира,
Обрели то вечное существование и [подлинную] жизнь.
Глава 8. Во хвалу четырех Имамов (да будет довольство Аллаха им всем!)
Предводитель мазхаба и религии Посланника [Аллаха],
Тот имам, к которому восходят сто основ.
Солнце общины, мирской жизни и религии,
Кто же это, как не Абу Ханифа?
Не появился на этот свет подобный ему ученый,
С тех пор, как был воздвигнут мир Царем Царей.
Снял замок он с сокровищ смысла,
Тайну души Мустафы он показал.
Великолепие ислама, шариата и истинной религии
[Дано] ему Аллахом благодаря этим руководящим указаниям.
Считай Аш-Шафи’и одним из [тех самых] разумов (альбаб), [упомянутых в Коране],
Считай его предводителем и господином сподвижников.
Его мазхаб – это воздержанность (зухд), [ибо] аскетом он был,
Благочестивым, набожным и богомольным [он] был.
Свеча ислама и светоч правоверных,
Ученым [он был] и совершал деяния в обоих мирах.
В сердце [он] вложил ядро, очищенное от скорлупы (т.е. постигал самую суть вопросов – прим. ред.),
[Был он] ищущим и искомым на пути к Другу.
Если будешь ты поступать, согласно его словам,
Спасешь ты свою религию и веру от ошибок.
Ахмад б. Ханбал3, предводитель богобоязненных (имам аль-муттакин),
Был господином на пути религии.
Хадисов Мустафы бесчисленное множество
Знал он, а может быть, триста тысяч.
С таким достоинством и великодушием тот благородный [муж],
Считал Аш-Шафи’и господином великим.
Ни одной матерью не был произведен [на свет] подобный ему ученый,
Другой мазхаб он основал на Коране.
Доводом ислама (худжжат аль-ислам) был тот чистый душой,
[Да будет] сто тысяч благословений душе его!
Хваджа Малик – последний [после] этих трех Имамов,
Истинный (Хак) повелел ему, и он заговорил.
Именно он создал еще один мазхаб,
Направил он суннитов к [подлинному] шариату.
С него начался путь великих ученых,
Очистил [он] жилище от лап чудовища.
[Он] был жемчужиной в море знания,
Был этот муж деятельным [и] весьма кротким.
Усердствовал и прилагал усилия на пути религии
Он сполна, [обладая] правдивостью и достоверным знанием (йакин).
Один подобен оку, а другой подобен голове,
Один подобен морю, а другой подобен жемчужине.
Один подобен разуму, а другой подобен душе,
Одного считай ключом (мифтах), а другого – открытием (футух).
Четверо имамов [они], все четверо – уважаемы,
Ведают они об Аллахе и Мустафе.
[Да будет] сто тысяч благословений душам их,
[А также] всем последователям и сподвижникам их!
____________________
1 Абу Мухаммад Хасан б. ‘Али аль-Хашими аль-Курайши (624–669) – сын ‘Али б. Абу Талиба и Фати- мы, внук Пророка Мухаммада. Пятый халиф мусульман (с января по июль 661 г.), отказавшийся от власти в пользу основателя династии Омейядов – Муавией б. Абу Суфьяном в соответствии с договором, согласно которому после смерти Муавии власть должна была перейти Хасану. В шиизме считается вторым непороч- ным имамом.
2 Абу ‘Абдаллах Хусейн б. ‘Али аль-Хашими аль-Курайши (626–680) – сын ‘Али б. Абу Талиба и Фати- мы, внук Пророка Мухаммада. Был трагически убит вместе со своими сторонниками в 680 г. в Кербеле в сражении с многократно превосходившими их по своей численности силами омейядского наместника Куфы ‘Убайдаллаха б. Зийада. В шиизме считается третьим непорочным имамом.
3 Абу ‘Абдаллах Ахмад б. Мухаммад аш-Шайбани (780–855) – мусульманский правовед (факих) и хади- совед, основоположник и эпоним ханбалитской правовой школы в суннитском исламе.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.