Важность садака: просящий помощи – гость Аллаха
Малик ибн Динар (р.а.) рассказывал: «Одна женщина гуляла за городом с младенцем на руках. Внезапно появился волк, отобрал из рук женщины младенца и убежал. Женщина побежала за волком. Она держала в руке кусочек хлеба.
В это время какой-то нищий попросил у женщины дать ему этот кусочек хлеба. Женщина без всяких колебаний отдала хлеб просящему. Несколько позже волк вернулся и оставил младенца его матери.
После этого женщина услышала глас с мира сокровенного: «За тот кусочек хлеба, что ты подала как милостыню, тебе вернули ребенка» («Халиса». 787 Аль-Байхаки, 7/427; ат-Табарани, «ас-Сагыр», 126).
В хадисе сказано: «Кто отдает закят, угощает гостя и отдает во время бедствий, тот избавится от скупости» (Аль-Байхаки, 7/427; ат-Табарани, «ас-Сагыр», 126).
Не пропустите: Этим категориям людей нельзя выплачивать фидия
Кто подает закят и садака, тот желает тем самым оказать помощь неимущим и отдает из той части своего добра, которая ему самому по нраву.
Чтобы сделать пожертвование, он ищет людей, обладающих такими качествами, как благочестие (таква), чистота и целомудрие (‘иффет), и скрупулезно исполняющих религиозные предписания, избегая всего сомнительного.
Повествуется, что однажды досточтимый ‘Усман (р.а.) увидел Абу Зарра (р.а.), заснувшего в мечети под дальней стеной. Он приказал своему рабу:
– Подожди здесь. Когда проснется этот человек (Абу Зарр), отдай ему эти золотые монеты. Если он согласится принять их, тогда ты будешь свободен.
Раб сел и стал ждать, когда Абу Зарр (р.а.) проснется. Когда он проснулся, раб хотел отдать ему золото, но тот отказался их брать. И тогда раб промолвил:
– Возьмите их. Если возьмете, то я стану свободным.
Абу Зарр (р.а.) сказал на это:
– Не могу взять. Если я их возьму, ты станешь свободным, а я стану рабом («Бустан»).
Фитр-садака – важный фактор принятия поста
На эту тему имеется один хадис, переданный от Анаса ибн Малика (р.а.). «Саиль (проситель) – это гость Аллаха. Кто ему подал, тот подал Аллаху. А кто не подаст, тот окажется не подавшим Аллаху».
Однажды к почтенному Му‘авии (р.а.) пришел некий человек и сказал ему:
– Ты подавай до того, как попросили. А то, что ты подаешь после просьбы, это – плата за наше унижение.
Человек, просящий милостыню, надеется получить помощь, пусть даже очень маленькую. И нельзя оставлять его с пустыми руками. Если совсем нечего подать, то надо поддержать его хотя бы хорошим словом.
В одном хадисе, переданном от ‘Абдуррахмана ас-Сулями (р.а.), вольноотпущенника досточтимого ‘Умара (р.а.), Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Когда просящий милостыню просит о чем-то, не перебивайте его, пока он не договорит. Когда он закончит, откажите ему вежливо, ибо может случиться так, что тот, кто не является человеком или джинном (т.е. ангел), смотрит, как вы поступаете» (Аль-Хинди, 6/390; аль-Куртуби, 20/101).
Кто должен выплачивать закят?
Фото: elements.envato.com/ru.
Автор: Islam Today