В каком аяте Корана говорится о таяммуме?
«О, верующие! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными»
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَقْرَبُواْ الصَّلاَةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى حَتَّىَ تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ وَلاَ جُنُبًا إِلاَّ عَابِرِي سَبِيلٍ حَتَّىَ تَغْتَسِلُواْ وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاء أَحَدٌ مِّنكُم مِّن الْغَآئِطِ أَوْ لاَمَسْتُمُ النِّسَاء فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَفُوًّا غَفُورًا
«О, верующие! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать (смысл того), что говорите, и (не приближайтесь к намазу) будучи в состоянии большого осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не в пути (и не смогли найти воду для омовения). Если же вы больны или в пути, и кто-то из вас справил нужду или вступал в близость с женщинами, и вы не нашли воды, то совершите таяммум чистой землей, протерев лицо и руки. Поистине, Аллах – Стирающий грехи, Прощающий» (Ан-Ниса, 43).
В риваяте, переданном Абу Давудом ат-Тайалиси, сообщается, что Мусаб ибн Са`д рассказывал: «Один из ансаров приготовил еду и пригласил к себе некоторых мухаджиров и ансаров. Мы если, пили и в конце концов опьянели. Опьянев, мы стали хвастаться друг перед другом своим родом и происхождением. Один человек, державший в руке объеденную челюсть верблюда, ударил ею Са`да и разбил ему нос. Это происшествие произошло еще до того, как опьяняющие напитки были запрещены. Вслед за этим был ниспослан аят «О, верующие! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными» (Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/16-17).
Самым известным хадисом, в котором описывается причина ниспослания этого аята, а также 90 аята суры «аль-Маида», в котором говорится о категорическом запрещении опьяняющих напитков, является следующий:
Передается от Судди: когда был ниспослан аят «Тебя спрашивают об опьяняющих напитках и азартных играх...», то некоторые люди продолжали еще пить вино. Наконец, в один из дней Абдуррахман ибн Ауф приготовил еду и пригласил к себе в гости нескольких сахабов, среди которых был и Али. Они поели, попили, а затем встали на намаз. Имамом в намазе был Абдуррахман ибн Ауф. В одном из ракаатов он прочитал суру «аль-Кяфирун», но ни он сам, ни Али не поняли, что он прочитал (в одном из риваятов сообщается, что вместо «Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы», он прочитал: «Я поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы») (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани).
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «О, верующие! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать (смысл того), что говорите».
В риваяте, переданном от Тирмизи, говорится, что имамом в этом намазе был Али, и он прочел суру «аль-Кяфирун», и, как говорилось в вышеприведенном риваяте, вместо «Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы», он прочитал: «Я поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы» (Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 4/12, хадис №: 3026).
Поскольку с ниспосланием этого аята опьяняющие напитки все еще не стали запрещенными, некоторые люди продолжали употреблять их. Однако с момента утреннего намаза и до полудня, то есть до полуденного намаза, никто не пил вино. Пить начинали после совершения ночного намаза и пили до середины ночи, после чего ложились спать, чтобы на утренний намаз встать трезвыми. Так продолжалось некоторое время. Сообщается, что на протяжении этого времени во время чтения азана, глашатай посланника Аллаха (с.а.с.) громко говорил: «О, жители! Пусть те, кто пьян, не приближаются к намазу!» (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/130).
Однажды Са`д ибн Абу Ваккас приготовил ужин и пригласил к себе в гости некоторых сахабов, среди которых был и один из ансаров. В качестве угощения он приготовил для них жаренную голову верблюда. Он пригласил их к застолью. Они ели, пили и, опьянев, перешли к разговорам. В какой-то момент приглашенный ансар разозлился на какое-то слово, сказанное Са`дом, и размахнувшись челюстью верблюда, которую он держал в руке, ударил ею Са`да по голове и сломал ему нос. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят:
«О, верующие! Поистине, вино, азартные игры, жертвенники и гадальные стрелы – мерзость из дел шайтана. Так избегайте этого, чтобы преуспеть (избежав наказания от Аллаха). Поистине, шайтан желает ввергнуть вас во вражду и (взаимную) ненависть посредством вина и азартных игр, и помешать вам поминать Аллаха и (совершать) намаз. Неужели вы не перестанете?» (Аль-Маида, 90-91).
Также в одном из риваятов сообщается, что застолье, во время которого Са`ду сломали нос, устраивал Утбан ибн Малик. Пьяный Са`д прочел четверостишие, высмеивавшее ансаров, и это стало причиной того, что один из ансаров напал на него. Из-за сломанного носа, Са`д пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) и пожаловался на того ансара.
И тогда посланник Аллаха (с.а.с.) обратился к Аллаху с мольбой, сказав: «О, Аллах! Сообщи нам Свое решение в отношении опьяняющих напитков!» И тогда Аллах Всевышний ниспослал следующие аяты: «О верующие! Поистине, вино, азартные игры, жертвенники и гадальные стрелы – мерзость из дел шайтана. Так избегайте этого, чтобы преуспеть (избежав наказания от Аллаха). Поистине, шайтан желает ввергнуть вас во вражду и (взаимную) ненависть посредством вина и азартных игр, и помешать вам поминать Аллаха и (совершать) намаз. Неужели вы не перестанете?».
В одном из риваятов говорится, что эти аяты были ниспосланы через несколько дней после битвы у рва (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 2/111-112).
В риваяте, переданном от Катады, сообщаются следующие детали:
Ниспослав аят «У тебя (о, Мухаммад) спрашивают о вине и азартных играх. Ответь: в них большой грех, но и (незначительная) польза для людей, впрочем, греха в них (несоизмеримо) больше, чем пользы» (Аль-Бакара, 219), Аллах Всевышний подверг порицанию опьяняющие напитки, хотя и не запретил их. Когда же настало время еще более жесткой критики употребления опьяняющих напитков, то был ниспослан аят «О, верующие! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать (смысл того), что говорите».
После ниспослания этого аята некоторые люди продолжали пить вино, но только вне времени намазов. То есть данный аят запрещал состояние алкогольного опьянения, а не сами алкогольные напитки. Наконец, после битвы у рва Аллах Всевышний ниспослал аяты «О, верующие! Поистине, вино, азартные игры, жертвенники и гадальные стрелы – мерзость из дел шайтана. Так избегайте этого, чтобы преуспеть (избежав наказания от Аллаха). Поистине, шайтан желает ввергнуть вас во вражду и (взаимную) ненависть посредством вина и азартных игр, и помешать вам поминать Аллаха и (совершать) намаз. Неужели вы не перестанете?»
И с ниспосланием этого аята любые опьяняющие напитки независимо от количества были объявлены харамом (Табери, Джамиуль-Байан, 2/212).
Что же касается причины ниспослания второй части этого аята, в которой говорится: «Если же вы больны или в пути, и кто-то из вас справил нужду или вступал в близость с женщинами, и вы не нашли воды, то совершите таяммум чистой землей, протерев лицо и руки. Поистине, Аллах – Стирающий грехи, Прощающий», то:
1. В соответствии с мнением Ибрагима ан-Нахаи, данный аят был ниспослан в отношении больных. А именно: у некоторых из сподвижников посланника Аллаха (с.а.с.) на теле образовались раны. Эти раны стали распространяться, и использование воды стало для них невозможным. В это же время у некоторых из них возникло состояние полового осквернения, и им необходимо было совершить гусль. Они сообщили о своем состоянии посланнику Аллаха (с.а.с.), и тогда был ниспослан этот аят (Табери, Джамиуль-Байан, 5/68).
В риваяте, преданном Абу Давудом, данная ситуация разъясняется более подробно, хотя и без указания того, что это стало причиной ниспослания этого аята: Джабир рассказывал: «Однажды мы отправились в путь. В пути одному из нас в голову попал камень, оставив глубокую рану. Затем у этого нашего товарища произошла поллюция, и он спросил у остальных: «Позволено ли мне будет совершить таяммум?». Его товарищи ответили: «При наличии воды и наличии у тебя возможности ее использовать, мы считаем, что для таяммума нет причин». Тогда он совершил полное омовение водой. Вода попала в его рану, и в результате этого он умер.
Когда мы вернулись к посланнику Аллаха (с.а.с.), то рассказали ему о случившемся. Он сказал: «Чтоб вам пусто было! Вы убили его! Если уж не знаете, то нужно было спросить. Ибо вопрос является лекарством от невежества. Ему достаточно было совершить таяммум, а затем обмотать чем-нибудь рану и просто протереть повязку, а оставшуюся часть тела обмыть водой» (Абу Давуд, Тахарат, 125, хадис №: 336).
В тафсире Куртуби говорится, что человеком, получившим рану и затем оказавшимся в состоянии полового осквернения, был Абдуррахман ибн Ауф. Ему было позволено совершить таяммум, а затем это позволение было распространено и на всю общину (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/139).
Муджахид говорил: Один из ансаров заболел. Встав, он не смог совершить малое омовение, и у него не было ни прислуги, ни кого-то еще, кто мог бы помочь ему. Он пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) и объяснил ему ситуацию. И тогда был ниспослан этот аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/91).
2. В риваяте, который приводит Бухари от Абдуллаха ибн Юсуфа, Муслим от Яхъи ибн Яхъи, Насаи от Кутейбы, сообщается, что Аиша рассказывала: «Во время одного из военных походов (у Куртуби говорится, что это был поход Мурайси, который также называют походом на Бану Мусталик), в который я отправилась вместе с посланником Аллаха (с.а.с.).
Когда мы находились в местности Бейда или Затуль-Джейш (местность между Мединой и Хайбаром), я потеряла свое ожерелье. Посланник Аллаха (с.а.с.) вместе с другими людьми стали искать его. Поблизости не было никакого колодца. Люди пришли к Абу Бакру и сказали: «Разве ты не видишь, что сделала Аиша? Она оставила здесь посланника Аллаха (с.а.с.) и всех людей, поблизости нет колодца, а у них нет с собой воды».
Абу Бакр (мой отец) пришел ко мне в то время, как посланник Аллаха (с.а.с.) спал, положив свою голову мне на колени, и сказал: «Ты задержала здесь людей, рядом нет колодца, а у нас нет воды». Когда наступило утро посланник Аллаха (с.а.с.) проснулся, но не нашел воды для омовения, и тогда Аллах Всевышний ниспослал аят о таяммуме, и все люди совершили таяммум». Усайд ибн Худайр сказал: «О, семья Абу Бакра! Это не первая ваша благодать!» Когда подняли на ноги верблюда, на котором я ехала, то под ним обнаружилось мое ожерелье» (Бухари, Таяммум, 1; Муслим, Хайд, 108; Насаи, Тахарат, 194, хадис №: 309).
У Табери этот хадис приводится следующим образом: Аиша рассказывала: «Я была вместе с посланником Аллаха (с.а.с.) в одном из походов. Когда мы прибыли в место, которое называется Затуль-Джейш, я потеряла свое ожерелье. Я сообщила об этом посланнику Аллаха (с.а.с.), и он приказал людям найти его. Но оно так и не нашлось. Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) пустил на колени своего верблюда, и все остальные тоже опустили своих верблюдов, и мы остались там на ночь.
Поблизости от места, где мы заночевали, не было колодца с водой, и у нас тоже не осталось воды. Когда посланник Аллаха (с.а.с.) спал, положив свою голову мне на колени, пришел мой отец Абу Бакр и, толкая меня в бок, сказал: «Из-за своего ожерелья ты задержала здесь посланника Аллаха (с.а.с.)». Когда он толкал меня в бок, то мне было больно, но я старалась не двигаться, чтобы не разбудить посланника Аллаха (с.а.с.). Видя, что я не отвечаю ему, он развернулся и ушел. Когда посланник Аллаха (с.а.с.) проснулся, было уже время утреннего намаза. Он стал искать воду для совершения малого омовения для намаза, но не нашел, и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят, в котором говорится о таяммуме. Усайд ибн Худайр сказал: «О, семья Абу Бакра! Это не первая ваша благодать!» (в другом риваяте говорится, что один из участников этого похода сказал по поводу Аиши: «Мы не видели другой столь благодатной женщины»). Когда же отряд отправился в путь, то все увидели, что ожерелье Аиши было под коленями ее верблюда (Табери, Джамиуль-Байан, 5/68).
В другом риваяте сообщается, что Усайд ибн Худайр сказал Аише: «Пусть Аллах Воздаст благом тебе. Всегда, когда с тобой случалась какая-нибудь неприятность, Аллах создавал в ней для тебя и для всех мусульман какое-то благо».
В другом риваяте сообщается, что это ожерелье Аиша (р.а.) взяла в долг у Асмы. Когда же оно потерялось, то для его поисков посланник Аллаха (с.а.с.) отправил группу людей. Во время поисков настало время намаза, а воды у них с собой не было. Тогда они, чтобы не пропустить намаз, совершили его без малого омовения. Затем, найдя ожерелье, они вернулись к посланнику Аллаха (с.а.с.) и рассказали ему, что были вынуждены совершить намаз без омовения, и тогда был ниспослан аят-таяммума. Этот риваят от Аиши так же приводят Бухари и Муслим (Бухари, Таяммум, 2; Муслим, Хайд, 109; Ибн Маджа, Тахара, 90, хадис №: 568).
В риваяте, переданном от Абу Давуда, сообщается, что среди тех нескольких человек, которые были отправлены на поиски ожерелья, был и Усайд ибн Худайр (Абу Давуд, Тахара, 121, хадис №: 317). Также в риваяте, переданном Абу Давудом от Аммара ибн Ясира, упоминается о том, что это было дорогое ожерелье из драгоценных камней (Абу Давуд, Тахара, 121, хадис №: 320). Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что аят, касающийся таяммума, был ниспослан в пятом году хиджры в месяце Шаабан (Абу Мухаммад Абдульмалик ибн Хишам, ас-Сиратун-Набавиййа, 2/289).
3. В риваяте, переданном от Асла`, сообщается, что он рассказывал: «В одной из поездок я прислуживал посланнику Аллаха (с.а.с.). Однажды он сказал мне: «Асла`, вставай и снаряди моего верблюда». Я сказал: «О, посланник Аллаха! У меня произошла поллюция». Ночь была очень холодной, и я не хотел мыться водой, боясь того, что заболею или умру. Посланник Аллаха (с.а.с.) какое-то время молчал, ничего не говоря, а затем позвал меня. Оказалось, что в это время ему был ниспослан аят таяммума, и он сказал мне: «О, Асла` встань и соверши таяммум». Я сделал таяммум, а затем подготовил верблюда посланника Аллаха (с.а.с.), и мы отправились в путь» (Табери, Джамиуль-Байан, 5/68; Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 1/91).
4. В соответствии с риваятом, переданным Ибн Джариром от Язида ибн Аби Хабиба, двери домов некоторых из ансаров открывались прямо в мечеть пророка. Периодически у них возникало состояние джанаба (полового осквернения), и если у них рядом не было воды, то они были вынуждены, отправляясь за водой, проходить через мечеть. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/103-104).
Противоречия между риваятами заметны в том числе и в том, какой из аятов называли аятом-таяммума. Некоторые под аятом-таяммума подразумевали 43-й аят суры «ан-Ниса», тогда как некоторые другие подразумевали под ним 6-й аят суры «аль-Маида». Однако, в соответствии с мнением, получившим наибольшее распространение, аятом таяммума является 43-й аят суры ан-Ниса, а 6-й аят суры «аль-Маида» называется аятом малого омовения.
Автор: Islam Today