• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Увидел ты проповедника души внутри себя"

Время чтения: 2 мин
1607

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 143. Разъяснение того, что некоторые из людей склоняются  к проповедникам и его проповедям, однако, удивительно,  что они не оставляют следа в их сердцах 

 

О повидавший проповедников благоуханных,

[Всей] душой увлекшийся их проповедями!

Слушал ты сердцем и душою,
Сказал: «Нет в мире [больше] такого проповедника!». 
 
Некоторое время провел ты с ним в гордости,
Был близок к нему и от себя далек. 
 
По прихоти сердца ты стал им доволен,
Освободился от будущего и от прошлого. 
 
Сказал : «Этот истинным является, и истинны его слова,
Душою чистой в теле весьма неограниченной является. 
 
Чистая самость его, подобно кувшину, полна ячменя,
[Всем] сердцем и душой он всегда занят диспутами.

Слова других людей на языке,
Выразителем которых стал проповедник, 
 
Подобно Мусе, в речах он изящен,
Другое знание получи от Христа (Масих), 
 
Дабы оживить мертвое сердце,
Дабы сделать царя подобным слуге, 
 
Дабы понять тайную суть сокровенного [знания],
А также начать вести речи по-другому, 
 
Дабы рассказать и об этом, и о том,
Прояснить нам все сокрытое.

Дабы увидел ты проповедника души внутри [себя].
Теперь поднялся он на минбар, 
 
Раскрыл уста для тафсиров и хадисов,
Попросил успеха и помощи у Спасителя. 
 
Стал он красноречивым без языка,
Внутри мечети сердца, таким образом. 
 
Я есть для тебя аргумент о том проповеднике,
Так что прочитаю тебе проповедь без всяких разглагольствований. 
 
Проповедь состоянием – это одно, а словесная [проповедь] – это другое.
Обе они заслуживают доверия, о несведущий!

Бери слова, усердствуй в состоянии,
Самоустранись и усердствуй в этих состояниях. 
 
Проповедуй самому себе, а затем другим,
Стань близким другом ‘Исе, оставь осла. 
 
Если ты почувствуешь запах проповеди нашего проповедника,
В один присест воспаришь ты с земли на небеса. 

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017

Социальные комментарии Cackle