Ученые, которые становятся подобными шайтану
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 160. Разъяснение того, что знание существует для деяния, а от ученого, который возгордился, прибегаем к Аллаху!
Удивительно безграничное знание собирает он в голове,
К такому знанию целиком обрати свой лик.
Знание – это то, что удаляет из головы твоей самодовольство,
Воспитывает тебя, как и веру.
Что есть вера? Это, когда ты веруешь в Истинного (Хак),
А если не считаешь так же, то беспутным ты являешься.
Слышал ли ты, что шайтан проклятый,
Стал самодовольным, так что прокляли его.
Такое знание из этого он вынес,
Сад розовый того знания из этой колючки вывел.
Не возгордись же знанием и деяниями,
Дабы не попасть, подобно ему, в грязь.
Придерживайся правды и ступай по [пути] истины.
Станешь ты бóльшим, если в какой-то миг станешь меньшим.
Если ‘Азазиль (Иблис – прим. ред.) показал себя себялюбивым,
Открыл он по этой причине себе врата ада.
Был ученым он, возгордился сам собой,
Из-за этого знания от Истинного (Хак) он отдалился.
У тебя не больше знания, чем у него, оставь
Такое знание, которое приносит самодовольство.
Ученый, имеющий самодовольство, плохим является,
Если он самодовольный, то становится подобным шайтану.
Именно такое знание приносит такое невежество,
Берет тебя за руку и отводит в ад.
По этой причине проклят был шайтан,
Дабы извлекли из него урок ученые.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017