"Тех, кто жил до вас, погубило излишество в религии"
Начало: 2 качества, которые не могут одновременно быть присущи мусульманину
В качестве итога нашей беседы о различных качествах, которые помогут верующему стать сильным и целеустремленным человеком, достойным членом общества, хотелось бы упомянуть о важном качестве, без которого любое благое дело может обернуться своей противоположностью. Это качество умеренности или золотой середины.
В Коране говорится о нем таким образом:
«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (сура "Ан-Ниса", аят 143).
Во всем, чем занимается верующий человек (поклоняется ли Всевышнему, работает или учится, посвящает время семье, расходует средства на себя и своих близких, отдыхает, взаимодействует с другими людьми), следует знать меру и избегать вредных крайностей.
К примеру, в вопросах религии следует избегать как легкомыслия в этих вещах, так и чрезмерного фанатизма. Человек может прожить много лет, не заходя в мечеть, не прочитав ни одной молитвы, но вот он вдруг обращается к Богу, становится набожным и делает это так, что это не приносит радости ни ему, ни окружающим его людям.
Вместо того, чтобы стать более приветливым, добрым, сострадательным, он превращается в высокомерного фанатика, который презирает всех инакомыслящих, бросает работу или учебу, проводит целые дни в молитвах, почти не общается с людьми, считая, что таким образом делает угодное Богу дело.
Но разве так вели себя Пророк (мир ему) и его близкие друзья?
В пророческих сообщениях до нас дошли многократные предостережения против чрезмерной набожности и избыточного поклонения, когда это вредит душевному и физическому здоровью человека:
«Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не отталкивайте» (Муслим).
«И поистине, вы посланы облегчающими и не посланы усложняющими» (Бухари, Муслим).
«Религия — это легкость. И кто бы ни препирался с нею (проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость), проиграет» (Бухари).
Тем сподвижникам, которые решили стать настолько набожными, что хотели отказаться от семейной жизни, от еды и сна, Пророк (мир ему) напоминал, что сам он, несмотря на весь свой аскетизм, не отказывается полностью от радостей жизни: не только держит пост, но ест и пьет; часть ночи молится, но часть спит; вступает в брак и общается с женами. Также он предостерегал людей:
«Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас, погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе» (Бухари).
«Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас, погубило излишество в религии!» (Насаи, Ибн Маджа).
Все способы поклонения Всевышнему даны были человеку как средство для улучшения его характера и избавления от недостатков, так что если религиозная жизнь не делает человека лучше, в чем тогда будет проявляться его набожность?
Подобным образом следует проявлять умеренность во всех остальных сферах жизни человека. Неправильно поступает человек, который полностью погружается в заботы мирской жизни, так что вовсе забывает о духовной ее стороне, но не менее плохо ведет себя человек, который вовсе отказывается от созидательного труда, ленится, не желает работать, под предлогом упования на милость Всевышнего, рассчитывая получить пропитание без всякого труда.
Неприятен человек, проявляющий чрезмерную бережливость, которая превращается в скупость и жадность, но не менее неприятен человек, который излишествует в своих расходах, тратит деньги без счета, живет не по средствам.
Порицается чрезмерное любопытство и интерес к чужой жизни, когда это превращается в навязчивость, но не менее дурно равнодушие к жизни других людей, когда человек проходит мимо чужой беды, не интересуется, чем живут люди рядом с ним.
Вредна болтливость и чрезмерная общительность, но если человек промолчит, если рядом с ним совершается несправедливость, это также может стать грехом.
Глупо выглядит чересчур серьезный человек, который обижается на самую невинную шутку, но человек, который постоянно над чем-то смеется, ничего не воспринимает всерьез, производит не менее странное впечатление.
Верующему человеку не пристало игнорировать свой внешний вид, выходить на люди неопрятно одетым, непричесанным, пренебрегать личной гигиеной, однако, слишком пристальная забота о своей внешности и красивой одежде может привести к самолюбованию и высокомерию.
Врачи и специалисты по здоровому образу жизни подтвердят, что умеренность так же необходима в вопросах заботы о своем теле, как и в духовных вещах.
Нет греха в том, чтобы наслаждаться вкусной едой и напитками, но, если человек будет излишествовать в любви к еде, он превратится в обжору и чревоугодника, и, более того, испортит себе пищеварение. Вредно отказывать себе в необходимом количестве сна, просиживая ночами за компьютером, но не менее вредно лежать в постели сутками.
Вреден сидячий образ жизни, когда человек неделями и месяцами не бывает на свежем воздухе, не гуляет и не двигается, но в занятиях спортом необходимо знать меру, иначе они будут во вред, а не на пользу.
Таких примеров можно привести еще множество. Люди веками знали, что излишество в любой стороне жизни - в светской или духовной, внешней или внутренней - как для физического, так и для духовного здоровья человека. Человеку верующему тем более следует быть осторожным и не впадать в крайности.
Анна Кобулова