"Свет очей и свет сердца сияет благодаря ему"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 20. Разъяснение того, что, когда камень и железо ударяются друг о друга, высекаемый между ними огонь является их следствием
О духовный путник! Загляни в наш дом (араб. бейт),
Иди и из камня и железа высеки искру.
Камень без железа не имеет огня.
Огонь заключен [в промежутке] между ними.
Что из этих трех является основой, о дорогой?
Сказал он: «Знаем мы» (‘алимна), дабы стало ясно.
Если различишь ты между ними,
То сможешь ты вывести воду из камня.
Что есть разум? Чистый свет Обладателя Величия (Зу-ль-Джалаль).
Вселенная и человек благодаря ему обладают совершенством.
В мозгу располагается тот разум чистый,
Ибо он находится за пределами воды, ветра и земли.
Пламя его освещает сердце,
Делает [его] прекрасным и свежим, словно розу и розовый сад.
Свет очей и свет сердца сияет благодаря ему.
Он подобен ядру, а эти два орудия – скорлупе.
Считай тело подобным темному дому.
Разум в нем подобен светильнику, несомненно.
Сияние [есть у] тела, души, разума и сердца.
Эти четверо благодаря ему обладают свежестью.
Разве глаза без света зрячими являются?
Разве без языка когда-нибудь слово зазвучит?
Как может мастер быть без инструмента?
Если такой и есть, то без разума он безумным является.
В чьей голове имеется разум,
На пути того он проводником является.
Если не имеет он разума, то является [одним] из животных.
Хотя и человек он, таковым является.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017