Следуем Сунне: как часто нужно принимать душ и убираться в доме?
Понятие чистоты – то есть, очищение человека от всего дурного и нечистого, - в нашей религии, поистине, всеобъемлюще. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2:222).
Пророк (мир ему и благословение) повторяет эту мысль: «Аллах чист и любит чистоту» (ат-Тирмизи)
Верующий человек должен следить за своей личной гигиеной, - регулярно умываться, мыть руки, полоскать рот, купаться, очищать свою одежду, держать в чистоте свое жилище.
Для того, чтобы совершить ежедневную молитву – намаз, необходимо совершить ритуальное омовение (даже если физически человек чист).
И разумеется, в исламе – как и в других религиозных учениях – уделяется огромное значение чистоте внутренней, нравственной – очищению от дурных мыслей, желаний, слов и действий. Далее мы, с позволения Аллаха, поговорим об этих видах чистоты более подробно.
1.Физическая чистота
Как уже мы отметили, многие религиозные учения учат человека быть нравственно, морально чистым – не лгать, не завидовать, не гневаться. Но ислам, говоря о чистоте, включает в это понятие чистоту человека во всех смыслах – и моральную, и физическую.
Для современного человека кажутся естественными такие вещи, как чистка зубов утром, вечером и после еды, мытье рук перед едой, регулярное купание и стирка одежды. Но для людей древности – к которым было обращено послание нашего Пророка (мир ему и благословение) – это было, наверное, не меньшим откровением, чем учение о необходимости отказаться от поклонения идолам и верить в Единого Бога.
Нетрудно помыть руки, постирать вещи и принять душ, когда вода – и горячая, и холодая – течет у тебя дома из крана. Но для жителя пустынной местности, где вода – большая драгоценность, регулярное купание и очищение себя от грязи представляло собой немалые трудности. Однако, Всевышний через Своего Пророка (мир ему и благословение) подчеркнул важность личной гигиены.
«Баракат (благо) еды заключается в мытье рук перед едой и после неё» (ат-Тирмизи)
«Пять вещей относятся к фитре (естественному состоянию): сбривание волос с лобка, обрезание, подстригание усов, удаление волос из подмышек и подстригание ногтей».
«Используйте мисвак, так как это очищает рот и дает довольство вами Господа».
«Мыть голову и тело раз в неделю – долг каждого мусульманина перед Аллахом» (Бухари, Муслим).
«Вы очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны так, чтобы вас можно было различить среди людей» (Абу Дауд).
Возможно, в свое время такие указания кому-то казались излишним обременением, когда люди еще не знали о том, что грязь (и живущие там вредные микроорганизмы) являются причиной многих болезней, однако, научные открытия – которые были сделаны многие века спустя – подтвердили важность соблюдения чистоты в быту человека.
Как мы знаем, жители европейских городов в течение многих веков считали, что мыться человеку следует три раза в жизни – при рождении, перед свадьбой и после смерти. Подобная нечистоплотность вызывала многие болезни и была причиной опустошительных эпидемий.
Но если наш Пророк (мир ему и благословение), видел человека с пожелтевшими зубами, взъерошенными волосами и в запылённой одежде, то сразу же говорил ему: «Соблюдай чистоту!» (Байхаки)
Более того, в исламе подчеркивается необходимость чистоты не только тела и одежды, но регулярной уборки в жилище. В хадисе, переданном Абу Даудом, говорится: «Вы очищайте пороги своего дома и дворики перед домами».
Также есть хадисы, где говорится о важности убрать с дороги, где проходят люди, любую вещь, которая будет мешать другим, то есть, речь идет уже об чистоте улиц города или другого населенного пункта.
2. Ритуальная чистота
Помимо чисто физического устранения с тела и одежды человека всякой грязи и особенно веществ, которые являются ритуально нечистыми (как экскременты человека или животных, допустим), Всевышний повелевает человеку совершать ритуальное омовение перед намазом – в случае, если человек совершил некие действия, которые это омовение нарушают. Такое омовение необходимо также перед тем, как читать Коран или совершать таваф (семикратный обход вокруг Каабы):
«О те, которые уверовали! Когда вы собираетесь совершить намаз, мойте ваши лица и руки, включая локти, проведите мокрыми руками по голове и мойте ноги до лодыжек» (Коран, 5: 6).
В случае ритуального осквернения – допустим, после супружеской близости, люди обязаны искупаться, полностью омыть свое тело:
«Когда вы осквернены (т. е. когда обязаны совершить обязательное ритуальное купание), мойте свои тела» (Коран, 5: 6).
Ритуальное омовение весьма желательно совершить перед тем, как отправиться на пятничную молитву:
«Кто искупается в пятницу, наденет самую красивую одежду, надушится, находясь в мечети, не будет перешагивать через людей и будет соблюдать предписанные молитвы (молитва приветствия мечети), будет молчалив во время проповеди имама и до конца молитв, то смоются ему грехи, случившиеся между обеими пятницами».
Наверное, многие люди задаются вопросом – к чему какая-то особенная чистота, если человек и так чистый в обычном понимании этого слова, он регулярно принимает душ, моет лицо и руки, у него чистая одежда?
Представьте, что вы приглашены на какую-то важную встречу – с человеком, от которого зависит ваше трудоустройство или продвижение по службе, с высокопоставленным государственным чиновником или большим начальником.
Разумеется, перед началом этой встречи вы постараетесь привести себя в порядок наилучшим образом – даже если вы особо не испачкались, вы примете душ, переоденетесь в лучшую одежду, причешитесь, проверите чистоту волос, ногтей, зубов – чтобы у вас ничем плохим не пахло изо рта. То есть, вы постараетесь подготовиться к этой встрече как можно лучше. Так разве Сам Творец мира – перед Которым мы предстаем каждый раз во время молитвы – не достоин того, чтобы мы тщательно готовились ко встрече с Ним?
Молитва – это акт особой преданности Аллаху, выражение нашего служения Ему, готовности исполнять Его волю. Чтобы войти в определенное состояние, настроиться на молитву, сосредоточиться, необходимы определенные действия – в частности, такие как совершение омовения, которые помогают человеку приобрести этот настрой.
Более того, пребывание в состоянии чистоты оказывает определенное действие на душу человека, на его духовную природу - во многих хадисах сказано о том, что совершение омовения очищает человека от греха:
«Когда мусульманин совершает омовение, то, омывая лицо, он смывает все грехи, которые совершают глаза, водой омовения или последними каплями этой воды. Омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. Омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. И так человек станет чистым от всех грехов» (Муслим).
Омовение защищает человека от влияния темных сил. Недаром во многих хадисах говорится о том, что человеку следует ложиться спать в состоянии омовения и вообще, стараться постоянно находиться в этом состоянии – особенно если он боится влияния сглаза или колдовства.
Ритуальное омовение придает телу человека духовных свет (нур), который станет явным в Судный день:
«Поистине, моя община в Судный день будет созвана с излучающими свет (нур) лицами, руками и ногами от следов омовения. Кто хочет умножить свет, пусть делает это» (Бухари).
3. Нравственная чистота
И под конец нельзя обойти вниманием такой важный аспект очищения, как чистота внутренняя, нравственная чистота человека.
В исламе подчеркивается необходимость хранить чистоту каждого органа, посредством которого мы получаем информацию от внешнего мира, общаемся с окружающими или совершаем то или иное действие.
Чистота рук подразумевает воздержание от всякого дурного, запретного поступка – кражи, насилия, убийства, зарабатывание на жизнь только дозволенным образом. Также с помощью рук человек раздает милостыню или отдает закят нуждающимся, то есть, очищает свое имущество.
Чистота глаз подразумевает необходимость избегать взгляда на запретные вещи – такие как разглядывание внешности посторонних женщин, чистота ушей – отказ слушать порочащие других людей слухи и сплетни, клевету, ложь, грубость, сквернословие.
Чистота языка – удержание от всякого пустого, праздного разговора, от сплетен и злословия, от лжи и грубости, от пересказа непристойных историй. Недаром Пророк (мир ему и благословение) обещал Рай каждому человеку, который сможет удержать свой язык от всего этого.
Чистота мыслей – это воздержание от всяких недобрых подозрений в адрес других людей, от дурных мыслей, от того, чтобы замышлять обман или хитрость.
Чистота сердца – это отказ от зависти, гнева, сомнений, отчаяния, нечистых желаний и, наоборот, содержать сердце в чистоте - значит воспитывать в нем чувства любви, веры, благодарности, доброты. Все дурные поступки человека сначала рождаются в сердце, поэтому в хадисе говорится:
«Воистину, есть в теле человека кусочек плоти. Если он здоров, то здорово все тело. Если он болен, то болеет все тело. И поистине этим кусочком является сердце».
Таким образом, можно сделать вывод, что, если физическое очищение помогает человеку избавиться от грязи в физическом смысле, то ритуальное омовение защищает тело человека от воздействия злых сил и смывает с него грехи, а нравственное очищение помогает человеку избавляться грязи в духовном смысле – от дурных мыслей, чувств, слов и поступков.
Таким образом, если человек будет полноценно соблюдать все эти три аспекта очищения, которые предписывает исламская религия, он станет чистым и душой, и телом.
Анна (Муслима) Кобулова