• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Сглаз в Исламе или почему не следует выкладывать в социальных сетях свои фото?

Время чтения: 8 мин
63039

Все мусульмане так или иначе слышали о существовании в нашей религии такого явления как сглаз (назр). Под этим понятием обычно подразумевают негативное воздействие или энергию, которая, будучи направленной на какого-то человека, может послужить причиной его болезни или смерти. 

Чаще всего причиной сглаза может быть зависть к чужому благополучию или красоте, но иногда он может возникнуть даже от чрезмерного удивления или восхищения чем-то красивым и приятным.

Откуда нам известно про существование сглаза?

В Коране передается следующая история. Когда пророк Якуб (мир ему) отправляет в Египет своих сыновей, он дает им следующий совет:

«И сказал (Якуб): «О сыны мои! Не входите (в Египет) через одни ворота, а входите через разные ворота (чтобы не привлекать внимания людей, которые могут причинить вред). Ни в чём не могу я вас избавить от Аллаха. Решение принадлежит только Аллаху: (и) (только) на Него я положился, и пусть (только) на Него уповают уповающие» (12:67).

Большинство комментаторов Священного Писания объясняют, что пророк Якуб (мир ему) советовал сыновьям входить в разные ворота, поскольку они были молодые, красивые и здоровые. Он боялся, что, когда люди узнают, что все они братья и сыновья одного отца, они позавидуют им, и эти молодые люди попадут под воздействие сглаза.

Известный толкователь Корана и факих имам ан-Насафи (да помилует его Аллах) в своих комментариях в этому аяту поясняет – что исламские ученые понимают под дурным глазом:

«Большинство ученых считает, что Якуб (мир ему) опасался сглаза для своих сыновей, поскольку они были очень красивы, поэтому мы верим в реальность дурного глаза. Понятие дурного глаза состоит в том, что, когда человек смотрит на что-то красивое и хорошее, и завидует, Всевышний Аллах создает какой-то вред в этой конкретной вещи» («Тафсир ан-Насафи»).

Другой великий ученый, имам аль-Куртуби (да помилует его Аллах) говорит:

«Все ученые Ахлю-Сунна валь-Джамаа единогласны в том, что сглаз – это истина, и что он может причинить вред тому, на кого он направлен» («Аль-Джами ли ахкам аль-Куран»).

Есть множество других свидетельств наличия сглаза в исламе. Вот некоторые из них:

1) Аят в суре аль-Фаляк гласит: «Прибегаю к защите от зла завистника, когда он завидует» (сура аль-Фаляк, 5).

2) Посланник Аллаха (мир ему и благословение) имел обыкновение прибегать к защите Аллаха для Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах), говоря: «Я прибегаю для вас обоих к (помощи) совершенных слов Аллаха от всякого ядовитого вредителя, всякого зла и завистливого глаза» (Бухари и другие).

3) Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Дурной глаз – это истина» (Сахих аль-Бухари).

4) Умм Сальма (да будет доволен ей Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) видел в ее доме девочку, у которой было черное пятно на лице. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Читайте над ней исцеляющие и защищающие слова, поскольку она находится под влиянием злого глаза» (Сахих аль-Бухари).

5) Яхья передает от Малика, что Мухаммад ибн Сахль ибн Хунейф слышал, как его отец сказал: «Мой отец Сахль ибн Хунейф совершал полное омовение в Аль-Харраре. Он снимал джуббу (рубашку), которая на нем была, в то время как на него смотрел Амир ибн Раби, а Сахль был красивым мужчиной с белой кожей.

Амир сказал ему: «Я никогда не видел ничего подобного тому, что я видел сегодня». После этого Сахль заболел, и его состояние становилось все хуже. Кто-то пошел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал ему, что Сахль болен и не может прийти к нему.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пришел к нему, и Сахль рассказал ему, что у него произошло с Амиром. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал Амиру: «Почему один из вас убивает своего брата? Почему ты не сказал: «Да благословит тебя Аллах (табарак Аллах)»? Сглаз – это истина. Соверши вуду».

Амир совершил вуду, и воду, которой он совершал вуду, вылили на Сахля, и он поправился. И больше ничего плохого с ним не было» (Муватта имама Малика).

6) Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Влияние дурного глаза – это истина. Если какая-то вещь предопределяет судьбу кого-то, это влияние дурного глаза. Так что если вас просят искупаться (чтобы другой мог исцелиться), то вам следует это сделать» (Сахих Муслим).

Эти и многие другие сообщения ясно показывают, что понятие сглаза (назр) является установленным фактом в исламе, так что не следует отвергать его или считать его каким-то ошибочным представлением, или выдумкой. Однако, в отношении сглаза – как и в других вопросах нашей религии – следует проявлять умеренность.

Многие мусульмане впадают в одну из двух крайностей в отношении этого вопроса – либо отказываются вовсе признавать наличие сглаза, либо, наоборот, считают сглаз основной причиной всех своих несчастий (хотя их причиной может быть что-то иное – к примеру, болезнь, неудачное стечение обстоятельств, собственные недостатки).

Важно не выставлять напоказ свое благополучие, чтобы не вызывать у других людей зависть

Итак, как мы сказали выше, дурной глаз – то есть, некая дурная, отрицательная энергия, вызванная чужой завистью, может причинить человеку большой вред. Однако, в наше время некоторые люди, наоборот, как будто специально стараются выставить напоказ каждую подробность своей жизни – используя для этого социальные сети и интернет. Шайтан как будто нашептывает и внушает им желание похвастаться:

- У тебя новая машина? Сделай селфи и размести его в соцсетях.

- У ребенка день рождения? Сфотографируй его и поставь фотографии в Фейсбуке.

- Ты приготовила вкусную еду? Сделай селфи.

- У вас свадьба? – размести фотографии в Инстаграме, Фейсбуке, других соцсетях и порадуй друзей.

Таким образом, мы хотим показать, что у нас все хорошо, и наша жизнь сложилась не хуже, чем у других. Но не забывайте, что в мире множество людей, чья жизнь сложилась не так удачно. Вы вступили в брак и спешите поделиться свадебными фотографиями – а какая-то женщина никак не может найти спутника жизни.

У вас подрастает ребенок, и вы хотите, чтобы все вокруг умилялись на него так же, как вы и ваши родные, – но есть семейные пары, которые годами не могут родить детей. Вы купили себе какую-то новую вещь – телефон, компьютер, автомобиль, а кто-то не может свести концы с концами, и ваши успехи вызовут у него недобрые чувства.

Зачем провоцировать чужую зависть и ревность, - и, тем самым, подвергать опасности себя и своих близких? Ведь наша религия утверждает, что дурной взгляд и дурное воздействие могут материализоваться и нанести человеку вред.

Сколько нам приходится слышать и наблюдать подобных историй. Какая-то пара знаменитостей (артистов, спортсменов, музыкантов) вроде бы совсем недавно жила счастливо и благополучно. Со страниц глянцевых журналов не сходили их улыбающиеся лица, фотографии их красивого дома, нарядных детей, дорогих автомобилей и других предметов роскоши. Но проходит несколько лет – и «звездная пара» с большим скандалом разводится, обвиняя друг друга в измене и прочих некрасивых вещах.

Многие недоумевают – в чем же причина, ведь все было так хорошо? Разумеется, тут могут быть причины естественного порядка – на самом деле отношения этих людей давно уже испортились, а красивые картинки были лишь видимостью. Но, тем не менее, причиной разрушения их семьи мог оказаться сглаз – не следовало так откровенно хвастаться своим благополучием, вызывая у людей зависть и иные недобрые чувства.

Нам самим также следует помнить о том, чтобы не испытывать зависть и не желать зла другим людям, когда мы видим фотографии их счастливой жизни в интернете. Наоборот, следует порадоваться за них и пожелать им всякого блага.

«Если вы увидели в своём брате по вере или в себе что-то удивительное, то попросите Аллаха о благодати, воистину, сглаз существует» (имам Ахмад, Ибн Маджа, Малик).

Встречая женщину с малышом, заметив у друга или родственника новую вещь, восхищаясь чьей-то цветущей внешностью и здоровьем, непременно следует сказать: «Маша Аллах» (Так пожелал Аллах).

Передается, что Пророк (мир ему и благословение) советовал верующим: «Если кто-то увидит нечто, что ему понравится, и скажет: «МашаАллах, ля хауля ва ля куввата илля биЛЛях» (Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха), его восхищение не принесет вреда другому» (хадис приводится у Баззара и Ибн Сунни).

Чтобы нейтрализовать воздействие чьего-то дурного глаза на себя и своих близких, полезно читать на себя и на них две последние суры Корана – «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас».

Также полезно произносить следующие дуа:

أَعُوذُ بِكلِمَاتِ الله التّامّاتِ مِن شَرّ مَا خَلَقَ

А’узу би калиматиЛЛяхи т-таммати мин шарри ма халяк

Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла, которое Он сотворил.

أَعُوذُ بكلماتِ اللهِ التامَّةِ مِن غضبه وعِقَابه ، ومِن شرِّ عباده ، ومِن هَمَزات الشياطينِ وأن يَحضُرونِ

А’узу би калиматиЛЛяхи т-таммати мин гадабихи ва ‘икабихи ва мин шарри ‘ибадихи ва мин хамазату ш-шайятыни ва ан йяхдурун

Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от Его гнева и наказания, от зла Его рабов и от злых побуждений дьяволов и от их присутствия.

Также можно произносить следующий аят Корана:

حَسْبِيَ اللَّهُ لا إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ

Хасби Аллаху ля иляха илля Хува, ‘алейхи таваккальту ва Хува Раббуль-Аршиль-Азым

Достаточно для меня Аллаха, кроме Которого нет бога. На Него я надеюсь, ибо Он есть Господь Великого Трона.

И по милости Всевышнего, вы избавитесь от негативного воздействия других людей.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle