Салаваты как способ связи верующего с Аллахом
Сегодня, в век научно-технического прогресса, смысл многих коранических аятов и пророческих хадисов становится очевиден как никогда.
Всем нам известны аяты и хадисы о необходимости произнесения салаватов в адрес пророка Мухаммада ﷺ, однако, задумывался ли кто-нибудь из нас для чего это нужно, в чем смысл этих действий, ведь Пророка ﷺ уже давно нет в живых?
Для чего Аллах требует от нас произнесения при упоминании имени пророка Мухаммада ﷺ определенных словесных формул? В этой статье речь пойдет именно об этом.
Самым известным аятом на эту тему, пожалуй, является аят из суры «аль-Ахзаб», который гласит:
«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О верующие! Просите для него благословения и мира!» «Аль-Ахзаб / Союзники», 33:56
Этот аят мы слышим на каждой пятничной проповеди, но вдумывались ли мы в его смысл? Для чего Аллах велит нам – верующим посылать пророку Мухаммаду ﷺ наши благословления и приветствия, и, главное, – для чего он делает это сам?
Перевод смыслов Корана: «Милость Аллаха к тебе огромна!»
Ведь если Аллах чего-нибудь пожелает, – Он говорит лишь «Будь!», – и оно тотчас же случается, и тут Ему не нужны ни ангелы как исполнители, ни люди как созерцатели.
Ответ на это кроется в других аятах суры «аль-Ахзаб», где говорится:
«О верующие! Поминайте Аллаха многократно [и часто]. И превозносите Его утром и вечером. Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы [тоже благословляют вас], чтобы вывести вас из тьмы к свету. И Он милует верующих». «Аль-Ахзаб / Союзники», 33:41–43
Итак, согласно аяту, верующие своим частым поминанием и восхвалением Аллаха способны не только вызывать на Землю потоки божественных импульсов – салаватов, но и устанавливать с ним таким образом надежную связь, посредством которой Аллах и ведет нас в этом мире «сквозь тьму к свету»!
А значит, благословления – салаваты – это не совсем то, что мы привыкли думать, а некоего рода световые импульсы, посылаемые Господом миров и его ангелами наиболее сознательным из творений с целью их координирования; а также наши собственные импульсы, посылаемые в адрес достойнейшего из творений – пророка Мухаммада ﷺ с целью самообозначения. Доказательство этому мы находим в некоторых других аятах, где говорится:
«Мы обязательно испытаем вас некоторой опасностью [незначительной по сравнению с теми бедами, от которых Мы вас оберегаем], голодом, уменьшением имущества, [смертью близких вам] людей и [гибелью] плодов [чтобы увидеть, будете ли вы проявлять терпение]. Обрадуй же [о Мухаммад] терпеливых [Раем]. [Терпеливые – это] Те, кто, когда постигает их несчастье, говорят: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиʼун» [«Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему возвращение»]. Это – те, кому даны благословение [прощение] от их Господа и милость, и они идут верным путём [потому что в трудностях они проявляют покорность и довольство]». «Аль-Бакара / Корова», 2:155–157
Как мы видим, и в этом аяте божественные благословления – салаваты – упоминаются в связи с необходимостью божественного вмешательства в жизнь верующих, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью их координирования.
Важным условием для такого «вмешательства», согласно аяту, является наличие у человека стойких эмоциональных установок, в основе которых лежат фундаментальные представления человека о себе и окружающем его мире, где в ценностной системе координат начальной и конечной координатой значится Аллах.
Говоря иначе, человек, внезапно оказавшийся в тяжелой жизненной ситуации, непроизвольно издает эмоциональные импульсы, имеющие, чаще всего, негативный заряд.
В отличие от безбожников и слабых верой, верующий человек в таких ситуациях должен, не теряя самообладания, уметь менять заряд своих эмоциональных импульсов с негативного на нейтральный, что возможно лишь с установкой «Аллах дал – Аллах взял».
Из вышесказанного следует, что наши зикры и тасбихи – это не просто произнесение каких-то словесных формул, а посылаемые нами для установления связи с Аллахом импульсы. И так же, как у каждого бортового компьютера и навигатора есть процессор, выполняющий определенное количество операций в секунду, от чего зависит актуальность изображения на экране, так и Аллах требует от нас как можно чаще посылать Ему свои координаты:
«О верующие! Поминайте Аллаха многократно [и часто]. И превозносите Его утром и вечером. Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы [тоже благословляют вас], чтобы вывести вас из тьмы к свету. И Он милует верующих».
Естественно, что для получения таких сигналов необходимо держать «приемники» настроенными на соответствующие частоты, держаться в стороне от всего, что засоряет эфир, содержать сознание и помыслы чистыми – быть искренними, чуткими и внимательными.
Интересно: «Мы испытываем одних посредством других»
* * *
Это – что касается салаватов как способа связи и координации наших действий с Всевышним. Однако из Корана и хадисов нам известен и другой вид салаватов, которые мы – верующие должны адресовать пророку Мухаммаду ﷺ. В чем же их смысл?
Все мы понимаем, что быть пророком – получать и распространять среди людей божественное откровение – задача не из легких, и далеко не все пророки были изначально к этому готовы.
Всевышний готовил и вел пророков к пророческой миссии через различные жизненные перипетии, наделяя их попутно необходимыми для этого качествами, главное из которых – чуткость. Каждый пророк должен был быть чуток не только к чаяниям своего народа, но и к зову свыше.
Пророк должен был уметь слышать голос истины и узнавать его среди множества других голосов и шумов. Поэтому для нас – простых смертных, каждый пророк, среди какого бы народа он ни проповедовал, и независимо от успешности его миссии – это олицетворение человечности в её высшей форме, ведь служение богу во имя благополучия людей требовало, прежде всего, человечности.
Пророк Мухаммад ﷺ не был исключением. Однако в отличие от всех остальных своих предшественников, Мухаммад ﷺ был послан не к какому-то отдельно взятому народу, а ко всему человечеству.
Посредством него Господь миров ниспослал на Землю свод универсальных законов, одинаково справедливых и удобных для абсолютно каждого жителя Земли. И поэтому, если всех остальных пророков по праву можно считать олицетворением человечности в различных её проявлениях, то пророк Мухаммад ﷺ был и остается олицетворением самой человеческой совести. Именно поэтому в одном из хадисов он говорит:
«Скупым является тот, кто при упоминании моего имени не произнес в мой адрес благословления [салавата]» (Тирмизи, Ахмад ибн Ханбаль, ан-Насаи).
А значит человек, в чьем сердце и сознании имя пророка не вызывает абсолютно никаких ассоциаций и не создает никаких позитивных вибраций, – является попросту эмоционально скупым человеком.
В одном другом хадисе пророк Мухаммад ﷺ говорит: «Каждый раз, когда кто-то посылает в мой адрес приветствие, Аллах возвращает мне душу, чтобы я на него ответил» (Абу Дауд).
Стало быть, каждый раз, когда кто-то из нас поминает пророка Мухаммада ﷺ добрым именем, посылая в его адрес позитивные импульсы, – он на время оживает! Косвенное подтверждение этому мы находим и в другом хадисе, где говорится:
«Несомненно, наилучшим днем для вас является пятница, поэтому почаще произносите в этот день благословления [салаваты] в мой адрес, ведь ваши благословления [салаваты] представляются мне».
Его спросили: «О посланник Аллаха! Как же наши благословления [салаваты] представятся тебе, когда ты уже истлеешь?!» На что он ответил: «Аллах сделал запретными для земли тела своих пророков» (Абу Дауд).
Так для чего же пророк Мухаммад ﷺ учит своих сподвижников и после его смерти произносить в его адрес салаваты? И зачем Аллах велит нам это в Коране?! Ведь произнесение неких словесных формул в адрес уже умершего человека вряд ли способно помочь чем-то живому.
Всё дело в том, что, будучи при жизни олицетворением человечности в её высшей форме, пророк Мухаммад ﷺ и после своей смерти продолжает оставаться для нас – верующих земным ориентиром, и произнесение в его адрес салаватов – это обращение каждого из нас к своей собственной человеческой совести, которая и способна связать верующего с его Господом кратчайшим образом и без каких-либо посредников.
Доказательство этому мы находим в одном другом его хадисе, который гласит:
«Не превращайте дома ваши в могилы. И не превращайте мою могилу в место празднеств. Но произносите в мой адрес благословления [салаваты], ведь ваши благословления [салаваты] дойдут до меня, где бы вы ни были» (Абу Дауд).
Эти слова указывают на то, что пророки, а после их смерти, – их могилы, – не могут и не должны становиться неким объектом поклонения, и что для получения ответов на сокровенные вопросы нам вовсе не нужно находится рядом с могилой пророка Мухаммада ﷺ.
Это, в свою очередь, говорит о том, что зикры, тасбихи и салаваты, – это не какие-то часто произносимые нами слова, а несущие в себе определенный информационный заряд, и способные беспрепятственно достигать самых потаенных точек земного шара и самых отдаленных точек Вселенной импульсы.
Произнесение салаватов при упоминании имени пророка Мухаммада ﷺ – это аккумуляция позитивных эмоций, связанных с нашими ассоциациями относительно его пророческой миссии, и, в первую очередь, с его жертвами на этом пути.
Аккумуляция этих позитивных эмоций нужна нам для нахождения в сложных жизненных ситуациях самых оптимальных решений, а также для мобилизации на их реализацию наших внутренних ресурсов.
Ведь обращаясь за помощью и ответом к своей совести, человек всегда может получить самый точный ответ и самую сильную моральную поддержку.
Такая поддержка вкупе с салаватами от Аллаха и его ангелов выведут верующего из любого мрака этого мира и уберегут от любых невзгод.
Альберт Кадыров