"Шайтан отчаялся в том, что мусульмане будут поклонятся ему, но не в том, чтобы натравливать их друг на друга..."
Все мусульмане знают о любви и переживаниях Посланника Аллаха ﷺ за свою общину. Он часто молил и ходатайствовал перед Аллахом, чтобы Он проявил великую милость к его умме. Всевышний говорит об этом состоянии пророка в Коране: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (сура «Покаяние», 9/128).
Известно, что даже другие пророки завидовали общине любимца Аллаха, желая оказаться в её числе. Но, поистине, сами мусульмане мало осознают величие милости, оказанной им как умме Мухаммада ﷺ. Это проявляется в отношении друг к другу, в ненависти и предвзятости только лишь из-за разногласий в некоторых вопросах религии. Верующие перестали понимать, что община Посланника ﷺ – это все мусульмане, говорящие «ля иляха илляллах, Мухаммадур-расулюллах», независимо от того, какого из течений они придерживаются.
В хадисе говорится: «Иудеи разделились на семьдесят одно течение, христиане на семьдесят два течения и разделится моя община на семьдесят три течения, и все они в огне, кроме одной». Мы спросили: «Кто спасётся, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Кто придерживается того же, чего придерживаюсь я и мои сподвижники». (Абу Дауд, Тирмизи). Пророк называет даже заблуждающихся мусульман своей общиной, которые, по причине заблуждения, смогут войти в Рай только через ад. Ведь сказано: «Выйдет из огня тот, кто говорил: «Нет божества, кроме Аллаха...» (Муслим).
Действительно, после смерти пророка Мухаммада ﷺ единая мусульманская община стала разделяться на различные течения, каждое из которых интерпретирует религию по-своему. Худшие же из них те, что от имени Аллаха творят нечестие и устраивают смуты, не подчиняясь законам. С точки зрения ислама эти действия являются преступлениями, заслуживающими наказания и требующими жёсткого пресечения.
Поэтому, несмотря на то, что последователи заблудших течений на весах шариата считаются верующими, запрещено помогать им в этих преступлениях. В Коране сказано: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Коран, 5:2).
В остальных же нравственных положениях все права и обязанности между верующими должны неуклонно блюстись, согласно хадису: «Пять вещей обязательны для верующего в отношении своего брата по вере: отвечать на приветствие, желать здоровья чихнувшему (сказав «ярхамукаллах» — да смилуется над тобой Аллах), отвечать на приглашение, посещать больного, проводить покойного» (Абу Дауд). Верующие испытывают неприязнь к разногласиям и заблуждению, но не друг к другу.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровь, имущество и честь мусульманина запретны для других мусульман» (Муслим, 4650). Это говорит о том, что следует быть внимательными к своим эмоциям, так как честь верующего можно задеть, высказав о нём неприятные вещи, совершить харам. Аллах Газза ва Джаль грозит в Коране: «Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете» (сура «Ан-Нур», 19).
Пророк неоднократно призывал мусульман к единству и солидарности, говоря: «Назвать ли вам хорошее дело, которое лучше, чем намаз, пост и милостыня?» На что сахабы ответили: «Конечно». После чего он сказал: «Добрые взаимоотношения. Так как взаимный разлад уничтожает хорошие дела подобно лезвию, сбривающему волосы» (Тирмизи). Он также постоянно напоминал мусульманам о том, что они являются опорой друг для друга: «Верующий для верующего словно здание, у которого одна часть укрепляет другую» (Бухари).
В другом хадисе говорится: «Поистине, шайтан отчаялся в том, что мусульмане будут ему поклонятся, но не в том, чтобы натравливать их друг на друга» (Муслим).
Если мусульмане действительно искренне веруют в Аллаха и любят Его Посланника ﷺ, то, как бы не обстояли дела в умме, они всегда должны блюсти адабы – принципы взаимоотношений согласно религии. Находить общие точки соприкосновения, ревностно хранить честь друг друга, призывать к благому, избегая ссор и смут, о которых Всевышний сказал: «Бойтесь смуты, которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив!» (сура «аль-Анфаль», 25 аят).
Ведь известно, как смута затрагивает и напрасно губит множество судеб! Самое лучшее: выполнять заветы религии и проявлять наилучшие нравственные качества, подобающие мусульманам. И таково наставление самого Господа Джалля Джалялуху: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали» (сура «Трапеза», 105 аят).
Айна Замаева