Шахматы и арабские термины: в чем связь и разрешена ли эта игра в исламе?
Фото: Prazis Images/ shutterstock.com
История шахмат насчитывает около полутора тысяч лет. Считается, что их придумали в Индии в VI веке.
Персидские рукописи XIV века рассказывают, как индийский посол ввел шахматы в употребление при персидском дворе. В руках арабов правила игры претерпели значительные изменения и приняли привычный для нас вид.
Абу Рейхан Аль-Бируни, средневековый персидский ученый в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду о создании шахмат.
Один брамин за изобретение новой игры попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую – два зерна, на третью – четыре зерна и так далее.
Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете. Ведь итоговое число было равно тому, чтобы заполнить хранилище объёмом сто восемьдесят кубических километров.
Фото: Farknot/ elements.envato.com
Первый раз шахматная игра упоминается в персидской рукописи «Карнамук» шестисотого года. Поэтому многие историки признают именно эту дату днем рождения шахмат. Считается, что игра, изображающая сражение двух армий, появилась в Индии. «Чатуранга», так она называется, была предшественницей шахмат.
В VI-VII веках чатуранга попала на Арабский Восток. Арабы преобразовали ее: игроков стало двое, вместо четырех, каждый получил под управление два комплекта фигур.
Один из королей стал ферзём. От костей отказались, стали ходить по одному ходу по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля.
Эта игра называлась у арабов шатрандж, у персов — «шатранг». Попав к персам, шатрандж получил название «шахмат», что в переводе означает «властитель повержен».
Арабские мастера писали трактаты о шахматах, их правилах и стратегии. Существовали книги об истории игры, дебютах, эндшпилях и шахматных задачах.
После того как арабы привезли игру в средневековую Испанию, шахматы начали свое шествие по Европе и по всему миру.
Первое европейское упоминание о шахматах относится к тысяча пятьдесят восьмом году, когда по завещанию Эрмессинды, графини Барселоны, ее хрустальные шахматные фигуры были переданы в дар монастырю Святого жиля в Ниме.
Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К пятнадцатом веку шахматы приобрели современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил.
Фото: FabrikaPhoto/ elements.envato.com
Приблизительно в 820 году шахматы появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм.
Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», названия фигур соответствуют арабским или персидским. Слон и конь − переводы соответствующих арабских терминов «филь» и «фарас», ферзь созвучен персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан», что означает «генерал».
Ладья, по одному из предположений, получила такое название из-за того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи.
Церковь запретила шахматы в 1262 году, признавая наравне с другими играми такое времяпрепровождение праздным. Несмотря на церковные запреты как в Европе, так и в России шахматы стремительно распространялись. Среди духовенства увлечение игрой было не меньше, чем среди прочих сословий.
При раскопках Новгорода археологи обнаружили в слоях XIII-XIV веков множество шахматных фигур, а в слое XV века шахматы находятся почти в каждой раскопанной усадьбе. Несмотря на то, что шахматы – это очень древняя индийская интеллектуальная игра, мусульмане впервые познакомились с ней в Ираке во времена правления Умара (радыйаллаху анху).
Дозволены ли шахматы в исламе? Мнение ученых 4-х мазхабов
Фото: Vasileios Karafillidis/ shutterstock.com
Что же касается разрешенности или неразрешенности шахмат, то этот вопрос дискутировался и сахабами, и учеными из числа табиунов. Так, например, Али и Умар (радыйаллаху анхума) считали шахматы запрещенной игрой, в то время как Ибн Аббас и Абу Хурайра (радыйаллаху анхума) считали, что шахматы разрешены.
Среди табиунов шахматы считали разрешенными Ибн Сирин, Саид ибн Мусаййеб и Саид ибн Джубайр. Если игра в шахматы будет идти на деньги, то в этом случае нет никаких разногласий в их запретности.
Что же касается игры в шахматы не на деньги, то, в основном, мазхабы подходили к этому осторожно, считая эту игру нежелательной, так как она является причиной пустой траты времени и причиной возникновения возможных споров и конфликтов.
Но наряду с этим имам Шафии считал игру в шахматы разрешенной, так как шахматы развивают ум и обучают стратегии защиты от врагов. Имам Навави считал шахматы танзихан-макрухом. Что касается ханафитского мазхаба, то имам Абу Юсуф считал шахматы дозволенными, тогда как имам Азам считал игру в шахматы недозволенной.
Алимы ханафитского, маликитского и ханбалитского мазхабов не разрешали игру в шахматы, если она отнимает у человека много времени, отвлекая от поклонения и дел благочестия, и преследует цель достижения превосходства одного играющего над другим (Абдуррахман Джазаири, аль-Фикхуль-Мазахибиль-Арбаа, 3/1130).
Ислам Амиров