• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Сабр: для чего в Коране слово терпение упоминается больше 100 раз?

Время чтения: 6 мин
11592

С именем Аллаха!

Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!

Новости об участившихся в последнее время насилии и терроре, а также несчастных случаях, уносящих жизни людей, особенно детей, приводят в состояние шока, моральной боли, страха за свое будущее.

Чужие смерти, возникшие в результате применения агресии, омрачают жизнь и наводят на кажущиеся бесконечными тревожные мысли. Но как верующий должен относится ко всему этому?

Верьте в предопределение

И хорошее, и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха. Предопределение добра и зла является одним из шести столпов имана (веры).

Аллах говорит: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в [Хранимой] Книге еще до того, как Мы сотворили его [это несчастье]. Поистине, это для Аллаха легко» (аль-Хадид, 22).

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал одному человеку: «Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе» (Ахмад, Байхакъи).

Терпите в надежде на милость Аллаха

В Священном Коране терпение (сабр) упоминается более 100 раз. Самое малое, что должен сделать верующий во время несчастий – это терпеть.

От Са‘да ибн Абу Уаккаса (р.а.) передается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Я удивляюсь положению верующего. Если его постигает благо, то он воздает хвалу Аллаху и благодарит Его, если же его постигает нечто дурное, он воздает хвалу Аллаху и терпит. Таким образом, верующий получает награду в любом положении...» (Ахмад).

Известно, что господин Мухаммад (ﷺ) был самым терпеливым из людей и пережил очень много потрясений и лишений. Аллах испытывал Своего любимца (ﷺ) и смертью близких, даже детей, и голодом, и войнами, и унижениями, и расставанием с родной землей. Но посланник Аллаха (ﷺ) при любых обстоятельствах выражал стойкость и терпение.

Анас ибн Малик (р.а.) передал: «Посланник Аллаха (ﷺ) пришёл к своему сыну Ибрахиму (р.а), когда тот был уже при смерти, и тогда из глаз посланника Аллаха (ﷺ) потекли слёзы. А ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф (р.а.) сказал: «И ты, о посланник Аллаха?!» Он (ﷺ) ответил: «О, Ибн ‘Ауф (р.а.), поистине, это – милосердие!» Затем он (ﷺ) сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы не говорим ничего, кроме угодного нашему Господу! И, поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!» (Бухари, Муслим).

За каждой тяжестью идет облегчение. Всевышний говорит: «О, сын Адама! Не радуйся мирской жизни, ибо ты не будешь жить вечно. И будь терпелив в своей покорности Аллаху, ведь Он пребывает с тобой при каждой трудности. И не думай о бедности своей, ведь она не вечна. И не теряй надежды в милости Аллаха, ведь Он Прощающ, Милосерден. И оставь грехи, ведь они привели грешников в ад. И не радуйся богатству, ведь богатство сладко лишь в мирской жизни, но горько в жизни будущей. Бедняк же несостоятелен в мирской, но возвышен в будущей жизни, а будущая жизнь вечна и несравнимо желанна...» (хадис-Кудси).

Прибегайте за помощью к Аллаху

Создатель знает нас лучше нас самих. Поэтому во время радостей и ненастий мы взываем к Нему с просьбами и воздаем Ему хвалу.

Абу Али ад-Даххак (рахимахуллахи) сказал: «Терпеливые обретают величие двух обителей, потому что Аллах с ними  ведь, поистине, Аллах  с терпеливыми».

Совершайте зикр:

«Они [обратившиеся к Аллаху] уверовали [во все то, во что необходимо уверовать], и их сердца [избавляясь от проблем и сомнений] успокаиваются при поминании Аллаха. Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?» (ар-Ра’д, 28).

5 причин для зикров
Поминание – это не механическое повторение определенных фраз, в первую очередь, это особое состояние души, когда человек сконцентрирован на смысле слов...
07.04.2021
2847

Выстаивайте намаз:

«О, верующие! Ищите помощи [у Аллаха] через терпение и намаз. Поистине, [помощь] Аллах[а] – с терпеливыми» (аль-Бакара, 153).

Готовьтесь к смерти

Нужно готовиться к смерти, ведь она может наступить в любой момент. А дальше – вечность и невозможность что-либо исправить.

Один из ансаров (жители Медины) спросил у Пророка (ﷺ): «О, посланник Аллаха (ﷺ), кто самый умный и счастливый?» Он (ﷺ) ответил: «Кто больше всего вспоминает о смерти и лучше подготовлен к ней – тот самый умный, он удостоится чести и достоинства на этом и том свете» (Табарани, Ахмад).

Поминание смерти подавляет желание проводить время бесцельно, думать только о благах этой жизни и напоминает о необходимости поклонения Аллаху. Пророк (ﷺ) сказал: «Смерти достаточно, как наставления» (аль-Када‘и).

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, смерть, от которой вы пытаетесь убежать, настигнет вас, затем вы будете возвращены к Знающему тайное и явное, и Он сообщит вам, что вы делали [при жизни, и воздаст вам за ваши дела]» (аль-Джум’а, 8).

Как-то благородный Усман ибн Аффан (р.а.) поднялся на минбар и обратился к людям со следующим наставлением: «О, сын Адама! Не забывай, что с того дня, как ты родился, ангел смерти ходит за тобой по пятам. Сегодня он забирает души твоих близких и знакомых, но непременно наступит день, когда он явится и за твоей душой. Это может случиться тогда, когда ты этого совсем не ожидаешь. Потому будь всегда готов к расставанию и не будь жертвой беспечности, ведь смерть не беспечна в отношении тебя! О, сын Адама! Знай, что если ты не станешь готовиться к следующему миру, никто за тебя готовиться не будет. Помни, что ты предстанешь перед Господом, позаботься же сейчас о том, что будешь отвечать на Его вопросы».

Как готовиться к смерти?

Полноценно совершайте обязательные виды поклонения, получайте знания религии, стремитесь исполнять, как можно больше добровольных (нафиль) видов поклонений, будьте внимательны в отношении соблюдения прав людей, поэтому воспитывайте в себе добрый нрав.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Я вам оставляю два наставления: одно, которое молчит, и второе, которое говорит, – это смерть и Коран».

В ахирате выяснится насколько ценными были каждое ваше восхваление Аллаха, доброе слово или праведное дело.

«Если кого-то настигнет смерть, когда он ищет знания, чтобы этим возродить ислам, то между ним и пророками (мира им всем) в Раю только одна ступень» (Табарани).

Праведные халифы о смерти

  • Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.) отметил: «Тот, кто вступит в могилу без необходимых припасов (т. е. без достаточных добрых деяний), подобен человеку, вышедшему в мореплавание без корабля».
  • ‘Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) говорил: «Ценность мирской жизни заключается в материальном богатстве, а ценность жизни вечной (ахират) – в благих деяниях».
  • ‘Усман ибн ‘Аффан (р.а.) сказал: «Мирские думы и переживания – тьма для сердца. Думы и беспокойства о жизни вечной – свет (нур) для сердца».
  • ‘Али бин Аби Талиб (р.а.) изрек: «Из благ этого мира тебе хватит ислама, из занятий – повиновения Всевышнему, и как наставления тебе достаточно смерти».
  • Также один мудрец написал своему брату: «Брат мой! Бойся смерти в этом мире, прежде чем окажешься в мире, где ты будешь желать смерти, но не найдешь ее».
Смерть: почему эта тема одна из центральных в исламе
Мы каждый миг находимся рядом со смертью. Однако мы не знаем, когда и где придет конец нашей жизни. Человек, способный к здравому размышлению, в состоянии понять, что он не сотворен просто так, без всякой цели...
05.04.2021
3794

Автор: Эльвира Садрутдинова

Социальные комментарии Cackle