Правда ли, что у Иблиса есть жена и дети?

Фото: FOTOKITA/ shutterstock.com
Жена и дети Иблиса
В исламской традиции Иблис (араб. إبليس) – это падший джинн, предводитель шайтанов, который был изгнан от милости Аллаха за отказ поклониться Адаму (а.с.). Об этом в Благородном Коране сказано:
«И вот Мы сказали ангелам [вместе с которыми находился и Иблис]: «Совершите земной поклон Адаму [в знак приветствия и признания его достоинства]. Они поклонились [все], кроме Иблиса. Он отказался, возгордился и стал неверующим» (Аль-Бакара, 34).
Шайтаны, подчиненные Иблису, выступают как искусители, стремящиеся сбить людей с праведного пути. Хотя Священный Коран и достоверные хадисы пророка Мухаммада ﷺ сосредоточены на их роли как врагов человечества, в некоторых мусульманских источниках, особенно в тафсирах и преданиях, упоминаются детали о семье Иблиса, включая его жену и потомство. Эти сведения, однако, не входят в канонические тексты и часто носят интерпретационный или фольклорный характер.
Жена Иблиса
Согласно некоторым богословским комментариям, после изгнания Иблиса Всевышний создал для него жену по имени Авана (араб. أوانة).
В книге «Тасхилюль баян фи тафсир аль-Куран» известного татарского богослова и поэта Мухаммадсадыка Иманкули указывается, что она была сотворена из «левой стороны» Иблиса, что может символизировать ее связь с его греховной природой.
Это упоминание не встречается в Священном Коране или авторитетных хадисах, таких как сборники Бухари и Муслима, и, вероятно, происходит из поздних преданий или исраилията — историй, заимствованных из иудейских или христианских источников. Роль Аваны в текстах минимальна, и она не описывается как активный участник в действиях Иблиса против людей.
Фото: Fer Gregory/ shutterstock.com
Дети Иблиса
В тех же источниках говорится, что у Иблиса и Аваны появилось множество потомков, известных как «дети Иблиса» или шайтаны. Эти существа, как и их отец, относятся к джиннам, созданным из огня (сура «Ар-Рахман», 15), и помогают Иблису совращать человечество. В некоторых преданиях упоминаются конкретные имена его потомков, связанные с определенными видами искушений:
• Мурра (араб. مرة): его имя переводится с арабского как «горечь». Это сын Иблиса, который занимается отвлечением людей от благих дел. Поэтому Иблиса иногда называют «Абуль-Мурра» (букв. «отец горечи»).
• Лафис (араб. لافث): потомок Иблиса, чья задача, согласно преданиям, заключается в отвлечении людей от ритуального омовения (вуду) перед молитвой.
Эти имена и их функции не подтверждены каноническими текстами и, вероятно, происходят из мистических или фольклорных традиций. Шайтаны, как потомки Иблиса, могут принимать различные формы и действовать в разных местах чтобы искушать людей.
Откровения шайтана: что причиняет ему наибольшие страдания?
Влияние Иблиса на потомство людей
Священный Коран напоминает, что Иблис стремится разделить с людьми их богатства и детей.
В Священном Коране сказано:
«[Всевышний Аллах] сказал [шайтану]: «Ступай [и жди конца света]! Если кто из них последует за тобой, то Ад станет для вас [для тебя и для них] воздаянием — воздаянием сполна. И побуждай [к греху] своим голосом [пением, музыкой и т. п.], кого сможешь, пусти в ход против них свою конницу и пехоту [своих помощников — в призыве ко греху], вмешивайся в их имущество и в [то, что касается их] детей. Давай им обещания [что за это не будет наказания]. Поистине, обещания шайтана — лишь обман» (Аль-Исра», 63–64).
Некоторые комментаторы, такие как Ибн Касир, объясняют, что это может относиться к детям, рожденным в результате грехов, например, прелюбодеяния, или к детям, которым дают имена, связанные с язычеством, такие как Абдульузза.
Хадисы пророка Мухаммада ﷺ рекомендуют произносить дуа перед половым актом: «Во имя Аллаха. О, Аллах, удали от нас шайтана и удали шайтана от того, чем Ты нас наделил (имеются ввиду дети)» (Бухари, Муслим). Эта дуа защищает ребенка от влияния шайтана.
Таким образом, Иблис не имеет прямых потомков среди людей, но влияет на их детей через греховное поведение родителей или отсутствие должного воспитания в духе ислама.
Фото: zef art/ shutterstock.com
Природа сведений о семье Иблиса
Информация о жене и детях Иблиса встречается в основном во второстепенных источниках, таких как тафсиры или мистические тексты, а не в Коране или достоверных хадисах. Эти сведения часто имеют символический характер, подчеркивая роль Иблиса как врага человечества. Упоминания Аваны и потомков, таких как Мурра и Лафис, могут быть связаны с доисламскими арабскими верованиями или заимствованиями из других религиозных традиций.
Мусульманские богословы призывают сосредотачиваться не на деталях жизни Иблиса, а на защите от его влияния. Для этого верующие используют дуа, например, «А’узу би-лЛахи мина ш-шайтани р-раджим» («Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями»), и читают суры «Аль-Фалак» и «Ан-Нас».
Таким образом сведения о жене Иблиса и его детях, встречаются в некоторых мусульманских источниках, но не являются частью канонических текстов. Эти рассказы носят интерпретационный или фольклорный характер и подчеркивают роль шайтанов как искусителей. Основное внимание в исламе уделяется защите от влияния Иблиса через дуа, соблюдение религиозных предписаний и воспитание детей в духе веры, а не спекуляциям о его семье.
Мухсин Нурулла