Правда ли, что пророк Идрис (а.с.) сейчас находится в Раю?
В первую очередь следует немного рассказать о пророке Идрисе (а.с.). Существует предание, что пророк Идрис (а.с.) родился в регионе Вавилона. Он является внуком пророка Адама (а.с.) в шестом поколении.
Пророк Идрис (а.с.) до прихода своего пророчества занимался поклонением, находился рядом с благочестивыми людьми, зарабатывал средства к существованию своим трудом. Считается, что пророк Идрис (а.с.) является одним из первых людей в истории человечества, кто занялся ремеслом шитья.
Общество, в котором он жил, происходило из рода Кабиля, и разложилось как физически, так и духовно. Они сошли с пути, который указал им пророк Шит (а.с.), и оставили поклонение Всевышнему Аллаху.
Они совершали всякие мерзкие и отвратительные поступки, считая их дозволенными. С целью наставления их на истинный путь, Всевышний Аллах отправил им пророка Идриса (а.с.).
Пророку Идрису (а.с.) было ниспослано 30 страниц и, таким образом, он был уведомлен о повелениях и запретах Всевышнего Аллаха. Пророк Идрис (а.с.) обучил свою общину этим божественным повелениям и запретам.
Идрис (а.с.) является пророком, чье имя упоминается в Благородном Коране дважды напрямую.
«Упомяни в Книге Идриса. Поистине, он был правдивейшим [человеком] и пророком. Мы подняли его высоко [на небеса]» (Марьям, 56-57).
«[Вспомни также] Исмаила, Идриса и Зуль-Кифля. Все они были из терпеливых [в поклонении и отстранении от грехов]. И Мы ввели их в Нашу милость [даровав им пророчество], ведь они были из праведников» (Аль-Анбия, 85-86).
В Благородном Коране, где упоминается пророк Идрис (а.с.), он описывается такими качествами как избранный, занимающий высокое и достойное положение и место, обладающий терпением, совершающий земной поклон со слезами, когда читаются аяты Всевышнего Аллаха, благочестивый и правдивейший пророк.
Это интересно! Читайте также: Пророк, лучшим другом которого был сам ангел Азраиль
Существуют различные версии по поводу того, о чем свидетельствует аят: «Мы подняли его высоко [на небеса]» (Марьям», 57).
Некоторые ученые полагают, что его душа находится на четвертом или шестом небе, другие считают, что здесь подразумеваются райские сады, а третьи – он удостоен степени пророчества.
Согласно комментариям муфассиров, аят: «Мы подняли его высоко [на небеса]» (Марьям», 57), содержит два значения:
1. Это – возвышение в значении восхождения с точки зрения места и положения.
Например, Всевышний Аллах обращается к посланнику Аллаха (с.а.с.) аятом: «[Разве Мы не] Возвысили упоминание тебя?» (Аль-Инширах, 4), в котором подразумевается духовное восхождение в степенях.
Следовательно, упоминание пророка Идриса (а.с.) подобным образом происходит из-за того, что он удостоился степени пророчества, и ему было ниспослано тридцать страниц.
Кроме этого, в преданиях он описывается как человек, который первым написал письмо пером, первым изучил науки о звездах и расчета и первым сшил для себя одеяния.
2. Цель этого возвышения – это восхождение на более высокое место с точки зрения места. Эта точка зрения кажется более правдоподобной. Так как слово «مكان» (место) применяется со словом «возвышение», то есть это восхождение не с точки зрения степеней, а местоположения.
Однако сторонники этой точки зрения также разошлись во мнениях и сказали: «Всевышний Аллах разместил его в Райскую обитель» или «Он сейчас находится на четвертом небе».
По этому поводу передается от Умм Салямы (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Пророк Идрис (а.с.) дружил с ангелом смерти и обратился к нему с просьбой показать ему Райскую и Адскую обители. Когда пророк Идрис (а.с.) увидел Адскую обитель, он ужаснулся и едва не потерял сознание.
После этого ангел смерти успокоил его, обняв своими крыльями, потом спросил его: «Сейчас ты увидел его, не так ли?». Пророк Идрис (а.с.) ответил ему: «Да, увидел, никогда в своей жизни, до сегодняшнего дня, я не видел более страшного зрелища, чем это».
Потом пророк Идрис (а.с.) вместе с ангелом смерти покинули это место и отправились смотреть райские сады. Пророк Идрис (а.с.) вошел в Райскую обитель, и ангел смерти спросил его: «Увидел его?». Пророк Идрис (а.с.) ответил: «Да, увидел. Клянусь Всевышним Аллахом, это – Райская обитель».
Потом ангел смерти сказал ему: «Мы посмотрели Рай, давай уйдем сейчас» – а пророк Идрис (а.с.) спросил его: «Куда?». Ангел смерти ответил: «Туда, откуда мы пришли». Пророк Идрис (а.с.) сказал ему: «Нет. Клянусь Аллахом, после того, как я вошел в Райскую обитель, я не выйду оттуда».
Потом ангелу смерти сказали: «Не с тобой ли он вошел в Райскую обитель?! Тот, кто вошел туда, никогда не выйдет оттуда». И таким образом пророк Идрис (а.с.) остался в Раю [Табарани, «аль-Му‘джам аль-Аусат», №7269, 7/201].
У Куртуби (р.а.) приводится предание, что Всевышний Аллах отправил одного ангела, чтобы он рассудил между ангелом смерти и пророком Идрисом (а.с.). Когда этот ангел спросил пророка Идриса (а.с.): «Почему не выходишь оттуда?». Он ответил словами Всевышнего Аллаха:
«Каждая душа вкусит смерть» (Аль-Имран,185).
А по поводу Ада Всевышний Аллах сказал:
«Каждый из вас войдет туда [в Ад]» (Марьям, 71).
«Я сейчас нахожусь в Раю, и кто же изгонит меня отсюда?».
Наххас (р.а.) сказал следующее по поводу аятов Благородного Корана, которые упомянул пророк Идрис (а.с.): «Использование этих аятов пророком Идрисом (а.с.) свидетельствует о том, что Всевышний Аллах научил его этим истинам, а потом это решение было ниспослано в Благородном Коране» [Тафсир аль-Куртуби].
Вахб ибн Мунаббих (р.а.) сказал следующее: «Пророк Идрис (а.с.) иногда пользуется райскими благами, а иногда совершает обряды поклонения Всевышнему Аллаху вместе с ангелами на небесах».
В наиболее достоверном и известном хадисе о Ночи вознесения, по сравнению с вышеупомянутыми хадисами про пророка Идриса (а.с.), говорится следующее:
Посланник Аллаха (с.а.с.) встретил пророка Идриса (а.с.) на втором небе, а согласно большинству хадисов, на четвертом небе. В длинном хадисе, где описывается случай вознесения Посланника Аллаха (с.а.с.), переданном от Малика ибн Сасаа, Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал следующее о пророке Идрисе (а.с.):
«… Затем он вознесся со мной к четвертому небу и попросил открыть ворота. Его спросили: «Кто это?». Он ответил: «Джибраиль». Его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад». Его спросили: «А за ним посылали?». Джибраиль (а.с.) ответил: «Да», – и тогда было сказано: «Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!».
Интересно! Читайте также: Чудесное путешествие и вознесение Пророка (ﷺ): факты, о которых вы не знали
Потом эти ворота открылись, а когда я достиг четвертого неба, то увидел там Идриса. Джибраиль (а.с.) сказал: «Это – Идрис, поприветствуй же его!». Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: «Добро пожаловать праведному брату и праведному Пророку!..» [Аль-Бухари, Фадаиль ас-сахаба: 71, №3674, 3/1410].
Согласно разъяснениям хадиса из сборника аль-Бухари, посланник Аллаха (с.а.с.) встретился с пророком Идрисом (а.с.) на четвертом небе во время Вознесения.
Делая вывод из вышесказанного, можно сказать, что существуют две точки зрения: пророк Идрис (а.с.) находится в Раю или на четвертом небе.
Имам Табари (р.а.) сказал следующее об этом разногласии: «Посланник Аллаха (с.а.с.) говорит о том, что он во время Вознесения встретил пророка Идриса (а.с.) на четвертом небе. Это говорит о том, что второе мнение является более убедительным» [Тафсир ат-Табари].
Истина известна одному лишь Всевышнему Аллаху.
(Фото: shutterstock.com).
Автор: Islam Today