Правда ли, что любовь к родине - это часть имана?
Фото: eanstudio / shutterstock.com/ru
Аллах Всевышний создал весь род человеческий таким образом, что среди нас есть люди разного цвета кожи и разной внешности, люди самых разных народов, племен, языков, наречий и диалектов. Даже ученые затрудняются назвать точную цифру народов, населяющих нашу Землю, поскольку в некоторых случаях непонятно, кем считать ту или иную этническую группу - частью какого-то народа или отдельным народом. Поэтому обычно называют приблизительную цифру от 2 до 4 тысяч народов. Все эти народы говорят на более, чем 7 тысячах разных языков!
Всевышний Аллах говорит в Коране о том – почему Он создал на Земле столько разных народов:
«Воистину Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (49, 13).
Аллах говорит, что создал людей столь разными, чтобы мы могли «узнавать друг друга», то есть, взаимно обмениваться сведениями о наших культурах, учить разные языки, обмениваться различными интересными и полезными сведениями об обычаях и традициях друг друга.
Патриотизм не должен переходить в национализм!
Всем людям свойственно любить свой народ, любить место, где ты родился, свой родной город или село, свою страну, свою родину - ее историю, культуру, язык, с уважением относиться к великим людям, которые являются гордостью своего народа. Такая любовь естественна и нормальна для любого человека.
Но следует отметить, что любовь человека к своему народу и своей родине не должна выходить за разумные рамки, превращаясь в высокомерное чувство, которое заставит его презрительно относиться к остальным народам – приписывая своему народу только достоинства, а остальным – только недостатки («мы храбрые и сильные, а они слабые и трусливые», «мы добрые и великодушные, а они хитрые и жадные»), тогда такая любовь превратится в порицаемый национализм.
В продолжении аята, который мы приводили выше, Аллах говорит людям:
«Поистине, самый почитаемый среди вас – самый богобоязненный».
Среди каждого народа могут быть благочестивые и боящиеся Всевышнего люди, равно как и грешники, и преступники. Поэтому верующий человек не должен презирать людей другой национальности, тем более, если они – его единоверцы, мусульмане.
Такое чувство превозношения своего народа над остальными в исламе называется асабия (то есть, возвышение своего племени над другими). Наш Пророк (мир ему и благословение) отзывался о нем крайне негативно:
«Не является одним из нас (из нашей общины) тот, кто призывает к асабии, или тот, кто сражается за асабию, или тот, кто умирает за асабию» (Абу Дауд).
Сподвижник Абу Фусайля (да будет доволен им Аллах) передает: «Я спросил у Пророка (мир ему и благословение): «Любить свой народ – это из признаков ‘асабии (национализма)?» Он ответил: «’Асабия – это когда человек помогает своему народу угнетать других (людей)». (Абу Дауд).
То есть, наш Пророк (мир ему и благословение) считал, что любить свой народ естественно для человека, однако, если он будет считать, что люди своей национальности всегда правы – даже если они притесняют других людей, презирают людей другого народа – это будет считаться порицаемым национализмом.
Пророк (мир ему и благословение) строго осуждал тех из своих сподвижников, которые, поддаваясь пережиткам невежества (джахилии), презрительно отзывались о своем брате из другого народа.
Передается, что некоторые люди презрительно отзывались о близком друге Пророка (мир ему и благословение), сподвижнике Салмане аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) как о человеке низкого происхождения, поскольку он был персом, а не арабом. Услышав это, Посланник Всевышнего провозгласил: «Салман принадлежит к моей семье (ахлю-бейт)» (Табарани, Хаким).
В другом хадисе передается, что однажды два сподвижника – Абу Зарр и Биляль – поспорили друг с другом из-за чего-то, и Абу Зарр в гневе сказал Билялю: «Ты – сын черной женщины!». И когда весть об этом дошла до Пророка, он сказал Абу Зарру: «Ты – человек, в сердце которого осталась джахилия (язычество)».
Тогда Абу Зарр опомнился и побежал искать Биляля. Когда он нашел его, он упал на землю и сказал: «Клянусь Аллахом, о, Биляль! Я не встану с этого места до тех пор, пока ты не наступишь на мою голову ногой». Но Биляль встал на колени, поднял его и поцеловал его в голову, сказав: «Как я могу наступить на голову, которая совершает саджда (земной поклон) Аллаху?».
На территории нашей страны – России – проживает около 190 народов! Поэтому здесь национализм и призывы к национальной исключительности какого-либо народа особенно опасны. Все граждане нашей страны, особенно, люди религиозные, должны учиться видеть в другом человеке своего брата по общечеловеческой семье людей, которые имеют одного Творца и одного отца – Адама. К этому призывал людей наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в своей прощальной проповеди:
«О люди! Поистине, у вас один Господь (Аллах), и один отец (Адам). И нет превосходства у араба над не-арабом, и у не-араба у над арабом. Как и нет превосходства белого человека над черным, и черного над белым. Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности» (Ахмад).
В исламе нет национальностей?
Выше мы говорили о том, что любовь к родине – хотя и является естественным чувством для человека, не должна выходить за разумные границы, превращаясь в национализм, чувство собственной национальной исключительности. Любовь к своему народу не должна исключать для человека уважение к людям других народов, племен, рас и цветов кожи, поскольку мы все – потомки Адама и создания одного Творца.
Однако следует отметить еще одну крайность, в которую впадают некоторые мусульмане в этом вопросе, когда вообще отказываются уважать свой народ, своих предков и свои традиции.
Наверное, многие слышали такую фразу «В исламе нет национальностей». Если ее правильно понимать, она должна означать, что в исламе нет места национальной исключительности, мусульманин – брат мусульманину, независимо от цвета кожи и происхождения.
Но некоторые чересчур усердные мусульмане иногда понимают ее превратно, запрещая себе и другим любые проявления национального чувства, отказываясь от обычной для человека любви к родине и от уважения к своим предкам, своему языку и своей культуре, утверждая следующее: «Главное для нас – это вера во Всевышнего, это наша религия, а любовь к родине – это проявление невежества (джахилии), которое не должно быть присуще верующему».
Но правильно ли такое отношение к своему народу и родине на самом деле? Передается, что сам наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) очень любил свой родной город – Мекку. Когда его вынудили покинуть родину, он, уезжая из родных мест, воскликнул:
«Клянусь Аллахом, ты - самая любимая земля для Аллаха из всех Его земель и самая любимая для меня земля. Ты лучшее место на Земле. Если бы твои жители меня не изгнали, я бы сам никогда тебя не покинул!».
Некоторые мусульмане свое равнодушное или даже негативное отношение к своему народу или государству, оправдывают тем, что, дескать, их народ в большинстве своем - немусульмане. Однако Пророк (мир ему и благословение) любил свою родину, даже когда она была языческой, в Каабе стояли идолы языческих божеств, а его собственный народ изгнал его из родного города.
Существует также известный хадис со следующим смыслом:
«Любовь к своей родине есть часть имана (то есть, веры)».
Несмотря на то, что есть ученые по хадису, которые считают, что он вымышленный, однако сам его смысл признается всеми мусульманскими учеными подлинным – то есть, сам смысл этого изречения никак не противоречит исламской вере.
Любить родину для мусульманина не запретно, наоборот, похвально. Ведь родина – это место, где тебе Всевышний предопределил родиться, где жили твои родители и твои предки – а уважение к родителям предписано в священных текстах нашей веры, кругом тебя живут люди, и даже если они не твои единоверцы, они твои соседи – которых уважать также предписывает наша религия, они – твои коллеги по работе, сограждане – которые также есть создания Бога, и поэтому заслуживают нашего уважения и хорошего отношения.
От сподвижника Али (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Державы процветают любовью к родине».
Если все граждане страны будут относиться с уважением к каждому человеку, который живет рядом с ними – независимо от национальности и религии, и все вместе они будут работать на благо и процветание своей родины – того места, где им было суждено родиться, это принесет пользу всей стране и им самим, прежде всего.
Анна (Муслима) Кобулова