Правда ли, что купание в реке заменяет тахарат (омовение)?
Вопрос.
Ассаляму алейкум. Недавно я купался в реке. Несколько раз нырнул. Затем пришло время намаза. Мне известно, что по ханафи, если человек искупался, и те органы, которые необходимо было омыть для омовения, были омыты, то такой тахарат считается правильным. Действительно ли это так?
Ответ.
С именем Аллаха Милостивого Милующего.
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Да, действительно, намерение не является условием действительности омовения.
Всевышний Аллах, описывая омовение, сказал:
О, верующие! Когда вы собираетесь встать на намаз (и у вас нет омовения), то вымойте лицо, руки до локтей (включительно), протрите голову и (вымойте) ноги до щиколоток (включительно). (Аль-Маида (Трапеза)/6).
Если учитывать, что в данном аяте Всевышний Аллах упомянул предписанные элементы омовения и не упомянул намерение, то с этой точки зрения вы правы ваш намаз, как и омовение, действителен.
Однако ни в коем случае не следует забывать, что намерение в омовении и тот порядок омовения, которого придерживался Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), является Сунной.
Многие мусульмане под воздействием ложной или ошибочной трактовки, ставят знак равенства между Сунной и тем, что выполнять необязательно, и тем самым совершают ошибку. Ведь тот, кто проявляет постоянство в невыполнении сунны, становится грешным. Пусть Всевышний Аллах убережёт нас от этой ошибки.
Возвращаясь к вашему вопросу, вкратце ответ будет следующим:
Ваш намаз и омовение действительны, однако в последующем не стоит пренебрегать намерением и порядком, которого придерживался Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) при омовении.
А Аллах знает лучше.
С уважением, муфтий республики Татарстан
Камиль хазрат Самигуллин.