"Послушай теперь рассказ о бедности, если ты бедняк, то иди и выбери бедность..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 19. Разъяснение того, что такое бедность и кто такой бедняк
Послушай теперь рассказ о бедности,
Если ты бедняк, то иди и выбери бедность.
С Аллахом ты страдай (букв. гори), а себе не потворствуй (букв. не строй),
Откажись от себя, обоими мирами пожертвуй.
Пока ты беспокоишься о самом себе,
Ты [лишь] кости, кожа и волосы.
Бедный человек свободен от тела и души.
Удивительно, что таковой владыкой является!
Свободен он от дел обоих миров,
Свободен он от людей и сынов человечьих.
Есть у него благодаря Аллаху богатство бесчисленное,
Дела его не подлежат [описанию] в книге.
Много у него чудотворств от Аллаха,
Которых нет в ваших книгах.
Оттого, что занят он не разумом и [религиозным] преданием,
Пред ним все сущее небытием является.
Сто тысяч форм и сто тысяч путей и дорог
Показывает бедность тебе, о товарищ.
Что есть бедность? Это то, что делает все это,
Лишает бедняков она цвета и запаха.
Она подобна ядру, а форма подобна скорлупе.
Удивительно, что форма и смысл также ею являются.
Сказал Посланник “[Когда] бедность становится полной, она и есть Аллах» (тамма-ль-факр вахувва-Ллах),
Пойми эти слова, исполненные смысла.
Что обозначают эти слова на арабском?
На персидском их расскажи нам.
Вновь расскажи ты о бедности и о бедняке,
О том бедняке, которому подобных нет.
Нет у него нужды в Аллахе, Посему,
Ему он принадлежит – пойми и в себя приди!
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.