Последнее завещание Посланника Аллаха (мир ему)
Факих со своим иснадом передал от 'Айши (да будет доволен ею Аллах). Она сказала: «Однажды к Пророку (мир ему) пришли евреи и сказали: «Ас-саму 'алейка» («Смерть тебе»). Пророк (мир ему) ответил: «Ва 'алейкум» («И вам»).
'Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Вам самим, проклятие и гнев Аллаха на вас». Пророк (мир ему) сказал: «О Айша, поистине, Всевышний Аллах любит мягкость в каждом деле». 'Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Разве вы не слышали, что они сказали?». Пророк (мир ему) сказал: «Да, слышал, но я ведь им сказал только «То же самое и вам».
Передано от 'Айши (да будет доволен ею Аллах), ‘что Пророк (мир ему) сказал: «О 'Айша, кто получил долю мягкости, тот получил долю благ этого мира и ахирата. А кто лишен даже доли мягкости, тот лишен доли благ этого мира и ахирата».
Передано от Са'ида бин Мусайиба (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Главой благорозумности после веры в Аллаха является добрые отношения с людьми и дружба с ними. Человек не погибнет от совета, но если он совершит дело, не посоветовавшись, опираясь только на свои мнения (убеждения), то он не будет счастливым. Если Всевышний Аллах пожелает погубить одного из Своих рабов, то первое, что у него испортится - это его убеждение. Ибо обладатель благого в этом мире является обладателем благого и в следующем мире, а обладатель дурного в этом мире является обладателем дурного и в следующем мире».
Передано от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах милосерден и любит милосердных. Он одарит милосердных тем, чем не одарил суровых».
Передано от 'Айши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Если Всевышний Аллах пожелает для жителей одного дома блага, то Он поселит в них мягкосердечие. Если мягкосердечие станет характерным качеством, то люди не увидят лучшего характерного качества».
Сообщается, что 'Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я села на ленивого верблюда и ударила его. Пророк (мир ему) сказал: «О 'Айша, будь мягкой к нему, ибо мягкость украшает вещь, даже если у вещи ничего нет. Если в какой-то вещи нет мягкости, то она будет плохой».
Сообщается, что 'Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «После того как была ниспослана сура «Наср», Пророк (мир ему) заболел. Он вышел к людям в четверг с перевязанной головой. Поистине, он сел на минбар, проливая слезы и с печальным лицом.
Затем он позвал к себе Билала и повелел ему: «Объяви всем, чтобы собрались в мечети на завещание Посланника Аллаха (мир ему). Ибо это завещание является последним завещанием для вас». После того как Билал объявил, собрались пожилые и молодые. Они поспешили к Пророку (мир ему), оставив открытыми двери своих домов и не собрав вещи на рынках.
Молодые девушки тоже вышли из-за своих занавесов, чтобы выслушать завещание Посланника Аллаха (мир ему). Мечеть наполнилась людьми. Пророк (мир ему) сказал, чтобы люди, которые впереди давали место тем, кто позади.
Затем он (мир ему) встал и, проливая слезы, сказал:
«Инна ли-Лляхи ва инна иляйхи раджигун» («Поистине, мы во власти Аллаха, и лишь к Нему мы возвратимся!»), воздал хвалу и славу Всевышнему Аллаху, прочитал салават (благословение) себе и другим пророкам и сказал: «Я Му-хаммад ибн 'Абдулла ибн 'Абдулмуталлиб ибн Хашим, араб, мекканец. Я такой пророк, после которого не будет пророков. О люди, знайте! Поистине, моя душа известила меня о смерти. Пришло время расставания с этим миром. Я стремлюсь к встрече с моим Господом. Как же печально разлучаться со своей уммы! Что они скажут после меня?!
О, мой Аллах! Будь милостив, будь милостив. О люди, слушайте мое завещание и берегите его. Передайте мои слова тем, кого здесь нет. Ибо это для вас мое последнее завещание.
О люди, поистине, в книге, которую Всевышний Аллах ниспослал вам, Он разъяснил, что для вас является дозволенным (халял), а что запрещенным (харам), а также разъяснил, к чему можно приближаться и от чего нужно остерегаться. Поэтому используйте дозволенное и избегайте запрещенного».
После этого он поднял голову к небу и сказал: «О Аллах, будь свидетелем, я довел это. О люди, сохраните себя от распутных желаний нафса, ибо он далек от Аллаха и рая, однако близок к аду. Пусть для вас будет обязательной общинность (джама'ат) и стойкость, ибо общинность и стойкость близки к Аллаху и раю, отдалены от ада».
Затем он снова сказал: «О Аллах, довел ли я это?». «О люди, бойтесь Аллаха в своей религии и аманате, также бойтесь Аллаха в своих отношениях с теми, кто на вашем содержании. Кормите их тем же, чем и себя, одевайте их в те одеяния, которые надеваете вы. Не приказывайте им выполнять работу, которую они не осилят, ибо они такие же, как и вы. Будьте разумны, если кто-нибудь станет притеснять их, то в Судный день Аллах будет их судьей. Также бойтесь Аллаха в отношениях со своими женами. Платите махр, не поступайте несправедливо с ними. Если вы будете несправедливы к ним, то в Судный день эта ваша несправедливость будет причиной лишения ваших благодеяний. Будьте разумны, довел ли я? Спасите себя и своих детей от огня ада, учите их знаниям и этике (адап). Ибо они для вас являются аманатом. Будьте разумны, довел ли я?
О люди! Проявляйте покорность, подчиняйтесь своим руководителям, не совершайте по отношению к ним греховное, даже если ваш руководитель эфиопский раб с обрезанным ухом. Ибо кто подчиняется им, тот подчиняется мне. А кто подчиняется мне, тот покорен Аллаху. Кто противится им, тот, поистине, противится мне. А кто противится мне, тот противится Всевышнему Аллаху. Будьте разумны, оберегайте себя от совершения греха по отношению к ним. Не нарушайте их договора. Довел ли я?
О люди! Пусть для вас будет обязательным любить мою семью (ахль-бейт), знающих Коран и ваших ученых. Не держите на них гнев, не завидуйте и не посягайте на них. Будьте разумны, кто полюбил их, тот полюбил меня. А кто полюбил меня, тот полюбил Всевышнего Аллаха. Кто разгневал их, тот, поистине, разгневал меня. Кто разгневал меня, тот, поистине, разгневал Всевышнего Аллаха. Будьте разумны! Довел ли я?
О люди! Пусть для вас будет обязательным тщательное совершение омовения (тахарат) и пятикратный намаз, в котором должным образом выполняется руку' и саджда.
О люди! Отчисляйте со своего имущества закят. Будьте разумны, у того, кто не выплатил закят, намаз не считается намазом. Знайте, если у человека намаз не считается намазом, то нет для него награды за его религию, пост, хадж и джихад. О Аллах, довел ли я? О люди! Всевышний Аллах сделал обязательным хадж для того, кто в силах выйти в путь. Если тот, кто в силах совершить хадж, не совершит его, пусть он умрет как иудей или как христианин или как язычник. Хадж можно оставить только в том случае, если человека охватила болезнь, которая не позволяет ему выйти в путешествие, или же если ему припятствует угнетение его правителя. Будьте разумны, мое заступничество не будет тому, кто не совершил хадж, имея возможности совершить его. Он не придет (в день Воскресения) к моему бассейну (аль-хауд). Будьте разумны, довел ли я?
О люди! Поистине, Всевышний Аллах в Судный день соберет вас на чистой и широкой земле. Это очень суровый день. В этот день вам не поможет ни имущество, ни дети. Однако пользу (в этот день) найдет только тот, кто пришел к Аллаху со здоровым сердцем, то есть чистым от грехов сердцем. Будьте разумны, довел ли я?
О люди! Сохраните свои языки от греховных речей, источайте свои слезы, заставьте свое тело познать нужду, сражайтесь с врагами, то есть неверными, благоустраивайте мечети, очищайте свою веру, наставляйте своих братьев, сначала эти наставления выполняйте сами, берегите свои срамные части тела (аураты) от харама, выплачивайте милостыню со своего имущества, не завидуйте. Если будете завидовать, то ваши благие деяния исчезнут. Не злословьте друг о друге за спиной, если же будете злословить, то вы погибнете. Будьте разумны, довел ли я?
О люди! Старайтесь освобождать своих рабов. Совершайте добро для того дня, когда вы будете бедняками и нуждающимися.
О люди! Не притесняйте. Ибо для того, кто притесняет, соперником будет сам Всевышний Аллах. Также в Судный день вы будете отчитываться за свои деяния перед Аллахом. Вы вернетесь к Всевышнему Аллаху. Поистине, Великий Аллах не любит ваше проявление зла.
О люди! Кто совершил добро, тот совершил полезное для себя. Кто совершил зло, тот совершил вредное для себя. Твой Господь (о Мухаммад) никого не притесняет. Будьте богобоязненными для этого дня. В этот день вы вернетесь к Аллаху. После этого каждое деяние человека, добро или зло не останется не замечанной. Они не будут притеснены.
О люди! Я возвращающийся к своему Господу. Поистине, моя душа известила меня о смерти. Я доверяю вас и свою умму Аллаху. Да будет вам милость Аллаха. О, мои сахабы, да будет милость и баракат Аллаха вам и всей моей умме». Затем он (мир ему) слез с минбара и пошел домой. После этого он не мог выходить из дома».
Из книги "Танбихуль-гафилин"